- 2
- 1
- 3
- 2
- 4
- 3
- 1
- 2
- 2
- 2
- 2
- 3
- 1
- 5
- 7
- 1
- 1
- 3
- 1
- 1
- 4
- 4
- 1
- 1
- 1
- 1
- 6
- 1
- 1
- 2
- 4
- 1
- 1
- 3
- 2
- 2
- 2
- Холмогорская резьба
- Козули
- Старооскольская игрушка
- Гороховецкая плотницкая игрушка
- Мстера
- Владимирская гладь
- Ергинская керамика
- Череповецкая игрушка
- Воронежская обработка шерсти, ручное валяние войлочной обуви
- Воронежское ткачество
- Воронежская игрушка
- Карачунская игрушка
- Мазыкская игрушка
- Палех
- Холуй
- Хлудневская игрушка
- Камчатская национальная одежда и обувь
- Камчатское плетение из травы
- Вятская роспись
- Кукарское кружево
- Костромская филигрань
- Петровская игрушка
- Кожлянская игрушка
- Суджанская игрушка
- Игрушка села Доброе
- Измалковская игрушка
- Романовская игрушка
- Северо-Эвенская национальная одежда и обувь
- Богородская резьба
- Федоскино
- Жостовская роспись
- Павловопосадские набивные платки
- Гжельская керамика
- Городецкая роспись
- Семеновская матрешка
- Федосеевская топорная игрушка
- Хохломская роспись
- Борнуковская резьба
- Узорно-ремизное ткачество
- Жбанниковская игрушка
- Оренбургский пуховязальный промысел
- Елецкое кружево
- Пензенские пуховые платки
- Абашевская игрушка
- Соколкинская игрушка
- Резьба по дереву Пермского края
- Алтайский художественный войлок
- Башкирская вышивка
- Башкирская пуховая шаль
- Закладное, многоремизное, ковроткачество
- Ичижное ремесло
- Унцукульская насечка по дереву
- Кубачинское серебро
- Дагестанские ковры
- Балхарская керамика
- Мордовская игрушка
- Ичижное ремесло
- Ичижное ремесло
- Тувинский камнерезный промысел
- Рязанское, скопинское и михайловское кружево
- Дымковская игрушка
- Рязанская игрушка
- Скопинская игрушка
- Скопинская керамика
- Шиловское лозоплетение
- Тагильские подносы
- Тамбовская игрушка
- Торжокское золотное шитье
- Конаковский фаянс
- Белевское и одоевское кружево
- Тульская тряпичная кукла
- Игрушка села Большие Гончары
- Филимоновская игрушка
- Тобольская резьба
- Удмуртская вышивка
- Нанайская резьба по дереву
- Ульчская резьба по дереву
- Традиционная одежда и обувь из кожи рыбы
- Златоустовский промысел
- Каслинское художественное литье
- Чувашская вышивка
- Чувашская игрушка
- Ростовская финифть
- Бабуринская игрушка
Карта

Республика Марий Эл
Республика Марий Эл расположена в центре европейской части Российской Федерации, на реке Волге. Республика входит в состав Приволжского федерального округа. На севере и северо-востоке граничит с Кировской областью, на юго-востоке – с Республикой Татарстан, на юге – с Чувашской Республикой, на западе – с Нижегородской областью. Площадь – 23,4 тыс. кв. км.
Край интересен своим расположением. Испокон веков вблизи него находятся водные и сухопутные пути, по которым происходит общение Востока с Западом.
В непосредственной близости находились центры влияния, которые сейчас мы называем мегаполисами. При этом природа марийского края, уклад жизни остаются почти не тронутыми – уже в нескольких километрах от трансконтинентальных магистралей начинаются уникальные карстовые озера, леса, урочища и заповедные места, селения, с традиционным образом жизни, хозяйствования и культурой.
Географическое положение региона повлияло на формирование поликультурной общественной среды. Пять этнических групп – это марийцы, русские, татары, удмурты, чуваши – являются коренными жителями региона и мирно сосуществуют на протяжении многих столетий.
В республике бережно хранятся традиции, пришедшие из глубины веков. Мари — это единственный народ в Европе, сумевший сохранить свою исконную языческую религию практически в неизменном виде. И до сих пор эта вера предков, являющаяся духовным стержнем народа, пронизывает все сферы жизни мари.
Традиции язычества прослеживаются в повседневной жизни, праздниках, в национальной одежде и промыслах. Уникальная вышивка, плетение из бересты, лозы, роспись и резьба по дереву уже давно стали известны далеко за пределами республики.
Одной из самых интересных разновидностей марийского народного искусства является вышивка. Яркая, с преобладанием глубоких красных, зеленых и оранжевых тонов, с четко очерченными черным или синим контуром мотивами. В искусстве художественной обработки дерева у марийцев заметно давнее влияние русских промыслов. Еще в XVII веке козмодемьяновские мастера славились изготовлением больших, вырезанных из корня или капа, крашеных и расписных ковшей, а также своеобразных по формам маленьких ковшиков с высокой многоярусной ручкой, которую венчало резное изображение коня или птицы, стоящей на круге или ромбе - символическом изображении солнца. Промысел по производству деревянных тростей, украшенных легким выжженным орнаментом, появился здесь в конце XIX столетия.
Широко распространенным видом народного искусства, особенно у горных марийцев, является художественная обработка растительных материалов - лозы, бересты и лыка. Своеобразная красота, разнообразие и пластичность форм, богатство ритмов плетения и фактур: плотной и четкой - из лозы, блещущей золотым светом - из соломки, бархатистой - из бересты. Из лозы делали всевозможные кузовки и корзинки, из бересты - туеса. Художественному оформлению изделий характерно геометрическим и растительным орнаментом, тесно связанным с национальной культурой марийцев и выражающим их представления о красоте окружающего мира.
Мировую известность получил этнографический музей крестьянского труда и быта под открытым небом (г. Козьмодемьянск). В нем наиболее полно представлен образ жизни горных мари.