Заполнить анкету Start

Народное искусство России

ЧТО-ТО ПОШЛО НЕ ТАК!Скорее всего, вы ввели сразу два запроса — поиск по сайту и поиск по мастерам. Определитесь, пожалуйста!
ЧТО-ТО ПОШЛО НЕ ТАК!Скорее всего, вы ввели сразу два запроса — поиск по сайту и поиск по мастерам. Определитесь, пожалуйста!
Новости
05.11.2019

В различных городах России прошел выставочный научный проект «Звуковые народные игрушки России»

Проект прошел при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Организатором стал Фонд «Артпроект». В музеях Коломны, Конаково, Завидово прошли выставки, а в Усолье Пермского края и в Переславле-Залесском круглые столы с участием искусствоведов и мастеров народных промыслов.

Звучащий пейзаж

Когда в пейзаж небольших уездных городков Коломны, Конаково встроился звук народных игрушек, оказалось, что эти незамысловатые наигрыши отлично дополняют то, что видит глаз. Ландшафт приобрел некую законченность. Видимо подспудно. в каждом из нас живет идеальная модель устройства жизни вне шумной столицы. И звуки народных инструментов, в том числе и народных игрушек, ее составная часть наряду с пением птиц, шумом дождя, гудением пчел.

Современный человек имеет в голове более менее адекватную визуальную картину, как выглядела жизнь лет так 100-200 назад. Но вот воссоздать звуковой ландшафт, задача посложнее. Конечно, он был не таким насыщенным, как сегодня. Надо вычеркнуть из него шум машин, звуки, издаваемые всеми возможными гаджетами, телевизором и радио, вой сирены…. и что мы имеем в результате? Похоже, что оглушающую тишину. Тишину, в которой любой звук приобретал куда более весомое значение, чем сегодня. 

Когда гончары приезжали на ярмарку, они свистели что есть мочи в свистульки, и это действовало посильнее, чем навязчивая реклама сегодня. На ярмарку сбегалась вся округа, когда ребенок получал в подарок дудочку или жалейку, он также получал и инструмент коммуникации. 

Тема звукового ландшафт прошлых столетий интересная и обширная. Ее узкому сегменту - звуковой народной игрушке - была посвящена передвижная выставка «Звуковых дел мастер», которая прокатилась по трем городам - Коломна, Конаково и Завидово. Главное достоинство проекта - его интерактивность. Звуковые игрушки из московских коллекций не просто лежали в музейных витринах, на них можно было играть. Визуальный образ соединился с акустическим. Этот элемент обычно недоступен, хотя спроси любого народного мастера, для него звук не менее важен, чем вид игрушки. Раскрасить свистульку можно, как угодно. Коллекционеры, которым довелось быть знакомыми с мастером Генкиным, рассказывали, что он мог красить свои свистульки в любую краску, которая была под рукой. Но вот звучать свистулька должна была идеально.

О том, как работать с коллекциями народной звуковой игрушки, как ее экспонировать, на круглых столах говорили искусствоведы, собиратели, музыканты, культурологи и сами мастера. Все вопросы решить, конечно, не получилось, но проект будет продолжаться.