Заполнить анкету Start

Народное искусство России

ЧТО-ТО ПОШЛО НЕ ТАК!Скорее всего, вы ввели сразу два запроса — поиск по сайту и поиск по мастерам. Определитесь, пожалуйста!
ЧТО-ТО ПОШЛО НЕ ТАК!Скорее всего, вы ввели сразу два запроса — поиск по сайту и поиск по мастерам. Определитесь, пожалуйста!
Скачать PDF этой статьи2014_03-4._Udmurd_tkachestvo.pdf445 K
БиблиотекаО текстиле

Удмуртское ткачество

Светлана Лебедева
Журнал «Декоративное искусство» зима 2014/2015

Удмуртское ткачество – с древнейших времен не только исконно женское занятие с целью создания материала для одежды, но и важный творческий акт. В народной традиции удмуртов ткачество сравнивалось с актом сотворения мира, символизировало жизненный путь, судьбу человека.

Переплетение нитей было символом соединения всех уровней существования для поддержания гармонии во Вселенной. Поэтому к процессу тканья относились серьезно. Выбирались «подходящие» дни календаря, определенные недели, время суток. Арняе выль уж уг куто – «В пятницу (удмурт арня) новое дело не начинают». Ткачихе требовалось сосредоточиться, ее нельзя было отвлекать от мотания основы, дабы не запутать нити судьбы; перед началом работы запрещалось разговаривать, чтобы мысли не путались; ткачихе следовало тщательно расчесать волосы, чтобы не сбиться в работе. К ней относились как к создательнице судьбы, носительнице традиции, шифрующей и передающей знания через орнаменты. Ткачихи ассоциировались с богиней судьбы Му Кылчин.

Детали ткацкого стана также исполнены символов, они делятся на женские и мужские, означающие нижний и верхний миры. Коньки станка, образ мужского начала, украшали солярными знаками. Женское начало олицетворял челнок. В финно-угорской традиции конь и утка – сакральные животные, участвующие в Сотворении мира, их силуэты ассоциируются с формой конька челнока.

Потому и к ткацкому станку относились не только как к орудию труда, а как образу соединения мужского и женского начал. В каждой крестьянской семье хозяин изготавливал ткацкий стан, женщина заправляла его и работала на нем. Это своеобразное единение мужского и женского усилий воплощало идею совместного жизненного пути.

В удмуртских загадках о ткачестве челнок ассоциируется с плавающей (ныряющей) уткой. Ӵӧж уя, ву кынме. Мар со? («Уточка плавает, вода застывает. Что это?»). «Анализируя культ утки у удмуртов, следует отметить, что он имеет очень древние корни.

Элементы его сохранились практически до сегодняшнего дня (обязательное жертвоприношение утки в святилище Быдӟым куа, матери-реке, воде, лесу). Однако утка как демиург (творец) среднего мира уже не осознавалась. Вместе с тем само слово «ӵӧж» (утка), вероятно, можно соотнести с «ӵуж», обязательным в обозначении родственников по матери – ӵужмурт, ӵужмумы. Он образует семантический ряд: “происходить, творить, создавать”. Слова с корнем ӵуж — как бы напоминают о былом значении ӵӧж — утки в удмуртской религиозно-мифологической картине мира и, в частности, в творении его среднего яруса» (В.Е. Владыкин. Удмуртский этнос и мифология // Удмуртская мифология. Ижевск, 2003. С. 15–16).

Удмуртские ткачихи использовали станки двух типов. Простейший вариант удмуртского ткацкого станка – без рамы (куиськон) и ткацкий станок русского типа – кросна. Русский, в отличие от удмуртского, – это станок с рамой, в нем, кроме пришвы, есть навой, на него наматывается основа. В процессе тканья основа постепенно разматывается. В ХIХ веке удмурты работали на легких мобильных станах без рамы и заднего навоя. Челнок (сусо) имеет обтекаемую форму с длинными ручками, напоминающими птичью шею, с полостью для размещения шпульки – цевки (cеры) с уточной нитью. Челноков, как и ремизок, может быть несколько.

Челнок делали из твердых пород деревьев (удмурты использовали клен). Почти в каждой крестьянской усадьбе росла бузина: ее запах отпугивал грызунов, а ветви шли для изготовления цевок. Челноком с цевкой при ткачестве протаскивали уточную нить через всю основу. У каждой мастерицы было много челноков и цевок, на которые они ставили свой семейный знак.

Сновали основу по стене дома или амбара. Поэтому счет основы вели по длине стены (борд), достигавшей 8 метров. Основу заплетали в косу (ӟугыри) и прикрепляли к стойке или просто к стене. Для нитей основы использовали более прочную пряжу. Чтобы они не путались и не рвались при работе, их промазывали ржаной кашей при помощи специальной щеточки из прутьев. Для одежды брали нити, спряденные из качественной льняной или конопляной кудели (мертчан). Из грубого льноволокна спряденной домотканины – пачеси, изгреби (куж) – шили рабочие онучи, мешки.

Сырьем для узорного ткачества служили лен (етӥн), конопля (пыш), шерсть домашних овец (ыжгон). В конце ХIХ века начали использовать покупную хлопчатобумажную пряжу «бумагу» и тонкую шерсть (гарус) тоже фабричного прядения уже в окрашенном виде.

Ширина домотканины варьировалась от 31 до 45 сантиметров. Счет нитей велся очень просто: в одном сантиметре примерно 10 нитей, для ширины 31 сантиметр нужно было насновать 310 нитей. При сновании женщины уже знали, сколько рубах или других изделий можно будет изготовить из сотканной домотканины. Малограмотные ткачихи, работавшие на ткацком станке, могли выполнять сложные расчеты нитей и сплетений практически во всех техниках ткачества.

Удмуртские мастерицы всегда хранили в своей памяти выработанные приемы узорного ткачества, традиции художественного оформления, создавали новые композиции и расцветки. Часто орнамент формировали в процессе создания ткани. По технике изготовления, сочетанию рисунка и цветовому решению ткани подразделяются на два вида: пестрядь – цветной холст с рисунком в клетку или полоску, собственно узорное ткачество.

Техника узорного ткачества предопределяет геометрический характер тканых орнаментов. Для них наиболее характерны фигуры сложных сочетаний, ромбов, крестов, квадратов, прямоугольников и треугольников. На тканых коврах встречается и геометризованный растительный орнамент.

Узорное ткачество южных и северных удмуртов имеет значительные различия.

Для южно-удмуртского характерна очень яркая и многообразная палитра цветов: многоцветье, неожиданное сочетание «несочетаемых» сочных и глубоких цветов, насыщенность орнаментальными мотивами, часты золотистожелтые, фиолетово-красные, ярко-красные, изумрудно-травянисто-зеленые цвета.

Их гармоничное сочетание создавало целостную картину. В домах южных удмуртов много изделий узорного ручного ткачества: ковры, полотенца, покрывала. Они оживляли интерьер, придавали ему особую привлекательность и национальный характер, наполняли его теплом и уютом. Южные удмурты в течение XIX века постепенно распрощались с одеждой из белого холста и вышивкой, заменив его на более практичную пестрядь разных расцветок и размеров клетки.

Ткали также поперечно-полосатую и продольно-полосатую домотканину с разными по цвету и ширине полосками. Из нее шили мужские штаны, наперники, верхнюю мужскую и женскую одежду.

Интерес представляет пестрядь «фаврик пужы» (фабричный узор), очень похожая на ткани среднеазиатского типа. Получали ее следующим образом. Моты нитей вначале стирали, затем определенное число нитей, считая, провязывали непромокаемой бумагой, затем эти моты красили. Из крашеных нитей сновали основу, плели косичку и начинали ткать. Получался узор из крашеных полос с некрашеными. Использовали такую пестрядь для пошива женской праздничной одежды (рубахи, фартуки, кафтаны-безрукавки) и для бытовых предметов –в основном для занавесей (катанчи).

В ткачестве северных удмуртов основные цвета –красный и белый. В пестряди встречаются и другие, но они бледнее, чем у южных удмуртов. Мастерицы знали разные техники ткачества: браную, выборную, закладную, переборную, многоремизную. Широкое распространение у северных и центральных удмуртов получило многоремизное ткачество (трос выртэн куиськон)). Оно требовало наибольшего мастерства, умения и опыта. При создании узоров использовали большое число ремизок (приспособлений для разделения нитей основы и подножек) – 10,12 и 16, создавая удивительные по красоте ткани. Чтобы ткать на 16 ремизках, надо было иметь большой опыт и умение. Кроме того, для работы на таком количестве ремизок нужны были очень тонкие нити.

Будущий узор рассчитывали при заправке ткацкого стана, ведя сложные математические расчеты. В этой технике сотканную домотканину использовали для предметов домашнего быта (скатерти, покрывала, полотенца), могли сшить из нее и праздничную одежду.

У северных удмуртов было широко распространено восьмиремизное ткачество (основной узор – «шашечки», переплетение нитей атласное, уточные нити покрывают нити основы, переплетаясь между собой). С конца ХIХ века в Вятке существовали курсы по обучению мастериц узорному ткачеству, особенно многоремизному, а в летнее время с этим ремеслом здесь знакомили учительниц. Ткацкие мастер-ские были организованы в уездном Сарапуле, в селе Шаркан.

Браное ткачество (ӝуткаса куиськон) – техника, когда браная ткань изготовлялась по одной основе с помощью двух утков с применением специальных дощечек – бральниц.

Узоры браного ткачества исключительно разнообразны. Орнамент только геометрический: ромбы, полуромбы, сетка из ромбов в различных вариациях, восьмиконечные звезды и розетки. Весь узор располагается строгими горизонтальными рядами, образуя трехчастную композицию. Особенностью браной техники является то, что узорный уток не участвует в полотняной структуре ткани, а подобно вышивке рельефным настилом выделяется то с лицевой, то с изнаночной стороны, то есть браный узор выполняется в виде поперечных полос сплошной прокидкой челнока. По внешнему виду он несколько напоминает счетную вышивку набором. Узор с изнанки имеет характер негатива.

Выборное ткачество (бичаса куиськон) – когда узорная нить проходит не по всей ширине основы, а только по ширине узора, при этом узорную нить, как и при браном ткачестве, забивают основной нитью утка. При выборном и браном ткачестве мастерица набирала узор с помощью специальных дощечек (пужы бичан пул), их число иногда достигало 32 и более. Выборная техника – разновидность браной, отличается от нее тем, что каждый элемент орнамента создается своей нитью, отдельные фигуры узора выполняют уточной нитью различных цветов.

В закладном ткачестве (пиктыса куиськон) дощечки не применяются. Каждый элемент узора и фона требует отдельной нити, которая закладывается прямо в полотняный зев. Характерным признаком закладных тканей является наличие небольших вертикальных щелей, отделяющих один цвет от другого. Узор двухлицевой, без изнанки. При ткачестве в рубчик (корам пужы – пук-тыса куиськон) узорная нить утка по основе как бы перерубалась одной нитью основы.

Получался рубленый узор (узорная нить проходит поверх четырех нитей основы, затем под одной ее нитью и в таком порядке по всей ширине основы).

Примитивным орудием ткачества было бердечко (кускерттон куон кись) – прямоугольная доска длиной 25–39, шириной 18–25 сантиметров. Круглые дырочки чередуются с широкими отверстиями, сделанными по длине бердечка. Четные нити основы пропускались через дырочки, а нечетные – в продольные отверстия, зев образовывался при поднимании или опускании бердечка. На бердечках ткали пояса.

Использовали для ткачества специальные дощечки – карты (кут гозы куон пулъес), квадраты с дырочками по четырем углам. Благодаря вращению дощечек по кругу справа налево и обратно в основе образовывался зев. Дощечки применяли при тканье веревочек к лаптям, в основном четыре штуки, но их могло быть и больше. От числа дощечек зависела ширина изделия. При работе с ними не требовался станок, один конец основы крепили к стене, другой – к поясу мастерицы. Основу сновали из шерстяных нитей, в утке использовалась льняная нить, ее прибивали деревянным ножичком. Таким же образом работали и на бердечке.

В фондах музеев Удмуртской Республики, Российского этнографического музея и в национальном музее Финляндии хранятся великолепные по художественной выразительности образцы узорного ткачества удмуртов, уникальные образцы многоремизного ткачества, большая коллекция челноков, цевок и берд с семейными знаками владелиц, собранные в Глазовском, Ярском, Балезинском, Игринском, Дебесском, Шарканском районах Удмуртской Республики.

В традиционном ткачестве удмуртов накоплен ценный художественный опыт, получивший развитие в наши дни, ставший ярким выражением современного народного искусства, что связано с деятельностью Национального центра декоративно-прикладного искусства и ремесел (Ижевск), открытого в 1991 году по инициативе министерства культуры республики. Благодаря совместной деятельности с представителями науки, изучению материалов археологических и этнографических фондов историко-краеведческих музеев, частных коллекций, материалов центров и домов ремесел республики, встречам с мастерами – носителями традиции экспедициям были восстановлены утраченные и забытые методы и приемы ткачества.

В республике создано более 50 мастерских по ткачеству, у каждого мастера есть свои ученики и надомники, около 150 талантливых мастеров творчески используют весь спектр возможностей традиционного ремесла. Открыты кафедры в ГОУ «Удмуртский государственный университет», отделение в ГОУ «Удмуртский республиканский социально-педагогический колледж», проводятся факультативные занятия в школах искусств и учреждениях дополнительного образования. Созданная в Удмуртии школа ткачества удостоена премии Правительства Российской Федерации 2011 года в области культуры.

Современное удмуртское ткачество сочетает в себе знание народных традиций и авторские технологии. В одном изделии уживаются разные техники и материалы, что позволяет создавать уникальные произведения искусства: панно, декоративные элементы интерьера, сувенирную продукцию, украшения, костюмные комплексы, пользующиеся большим спросом.

Огромная заслуга в воссоздании национального ткачества принадлежит талантливому мастеру Альбине Вениаминовне Ядыгаровой, лауреату премии Правительства РФ «Душа России» за вклад в развитие народного творчества (2009), лауреату премии Правительства УР «Признание» (2008). Благодаря ее деятельности сохранен, возрожден и повсеместно развивается традиционный вид этого ремесла. Альбина Вениаминовна обучила пришедших работать в центры ремесел выпускниц отделений ДПИ Республиканского колледжа культуры и Института искусств и дизайна Удмуртского государственного университета Л.И. Буянову, Л.В. Мамееву, Н.Р. Сидорову, Н. Г. Мансурову, В.Н. Фардиеву, Е.И. Виноградову, Н. В. Измайлову и др. Надежда Родионовна Сидорова стала лауреатом премии Правительства Удмуртской Республики «Признание» за вклад в развитие народного творчества в 2009 году.

Мастерицы из деревни Старая Монья (Малопургинский район) воссоздали костюмные комплексы для фольклорного коллектива «Бурановские бабушки» на основе старинных костюмов, родовых реликвий участниц. Методы развития ткачества сегодня дают хорошие результаты. Второй Всероссийский фестиваль современного ручного ткачества на Удмуртской земле (2013) показал, что творческий потенциал национальных культур очень высок и их мастерство растет с каждым годом. Фестиваль даст толчок к развитию современного ручного ткачества в Удмуртии и различных регионах России.

В 2013 году на территории 10 муниципальных образований Удмуртской Республики совместно с фондом поддержки современного искусства «Артпроект» (Москва) реализован культурно-образовательный проект «Мастерская удмуртского ткачества», получивший поддержку Министерства культуры Российской Федерации.

В ходе реализации проекта использовались современные коммуникационные технологии, оказывалась информационная поддержка. Программу составили также совместные издательские проекты (подготовка альбома по текстилю и учебно-методического пособия по удмуртскому ткачеству). Проект стал средством решения многих социально-культурных вопросов, в том числе сокращения безработицы. Было обучено более 200 человек, которые в дальнейшем могут сотрудничать с центрами (домами) ремесел Удмуртской Республики. Реализация культурно-образовательного проекта «Мастерская удмуртского ткачества» постепенно переросла в массовое движение. Принимая во внимание проявленный интерес населения к данному виду декоративно-прикладного искусства, специалисты центров (домов) ремесел Удмуртской Республики приняли решение продолжить занятия по удмуртскому ткачеству. Красочное богатство, бесконечное разнообразие узоров, созданных руками простых женщин-крестьянок, передавались из поколения в поколение и донесли до наших дней богатые художественные традиции этого самобытного вида народного искусства.

 

УЗОР

При браном ткачестве дополнительный зев образовывали при помощи специальной дощечки (ӝуткан пул). Эту дощечку с заостренным концом пробирали между нитями основы так, чтобы часть нитей ложилась поверх дощечки, а часть оставалась внизу. Затем ставили дощечку на ребро, образовывался небольшой зев, сквозь который пропускали цветную нить. После каждой узорной прокидки утка делали одну-две промежуточные прокидки с помощью ремизок. Узорная нить была толще, чем основная нить утка, и проходила по всей ширине основы.

 

СТАНОК

Детали удмуртского ткацкого стана: передние стойки (урдэс майыг), пришва (зосо), на нее наматывалась готовая домотканина, палка (позыртон боды), ею укрепляли пришву, чтобы не разматывалась готовая домотканина, подножки (пыдултан) они соединены с ремизками (вырт) и блоками (выртйыл питранъес), к задней стойке (бер майыг) прикрепляли косу-основу (ӟугыри). Ремизки помогали создавать так называемый зев, через который при помощи деревянного челнока мастерица протаскивала нить утка. Ремизки вязали из крепких крученых льняных нитей. Затем эти петли прочно прикрепляли к круглым тонким палочкам длиной до 50 сантиметров. Все нити основы продевали через глазки ремизок (нитяные петли, вдетые друг в друга). Четные нити пропускали в одну ремизку, нечетные – в другую. Между ремизками и тканью подвешивали бердо (кись). Ремизки перемещали (поднимали и опускали) нити основы при зевообразовании с помощью подножек, с которыми ремизки соединялись с помощью подвесных блоков. Блоки с ремизками подвешивались прямо к потолку. После ремизок нити основы пропускали через гребень берда. Бердо – подвижной гребень, служащий для прибивания уточной нити к опушке ткани. Он свободно держится на основе и забивает нити утка при ткачестве. Проборку в бердо выполняли вдвоем. Один подавал по порядку по две нити (нечетную и четную), другой продевал крючок в бердо, захватывал нити, протаскивал их на себя и завязывал в петлю. Нити подвязывались к пришве.

 

КЛЕТКА

Чтобы получить рисунок в клетку, в основу и уток набирают нити из разных цветов. Например, расчет основы: 10 нитей основы красных, 4 белых, 4 красных. Далее порядок нитей повторяется. Количество нитей в повторяющейся части называется раппортом. Для нитей утка мастерицы берут те же цвета нитей, в том же чередовании, тогда получается правильная клетка. Но есть и другие узоры, в которых цвета по основе и утку будут разные и ритм их будет другой.