Заполнить анкету Start

Народное искусство России

ЧТО-ТО ПОШЛО НЕ ТАК!Скорее всего, вы ввели сразу два запроса — поиск по сайту и поиск по мастерам. Определитесь, пожалуйста!
ЧТО-ТО ПОШЛО НЕ ТАК!Скорее всего, вы ввели сразу два запроса — поиск по сайту и поиск по мастерам. Определитесь, пожалуйста!
Скачать PDF этой статьиBumaz_kruseva__DecorArt-2014-02-7.pdf1.1 M
БиблиотекаОбщая теория

Кружева из бумаги

Елена Кривенькая
Журнал «Декоративное искусство» № 2, 2014

Белорусская вытинанка – один из видов вырезания из бумаги. Это слово, производное от глагола «выцIнаць», означает «старательно выводить мелодию или узор». Выразительность узора вытинанки строится по законам линейно-пятновой графики, а композиция сопоставима с узором кружева: можно выделить отдельные раппорты и соединительные элементы, толщина линий конструктивных элементов взаимосвязана с величиной пустого пространства между ними. Специфику вытинанки в сравнении с другими видами вырезания из бумаги – силуэтным и художественным – составляет сложно-прорезной ажур, задаваемый геометрической схемой сложения бумаги, независимо от того, какой инструмент используется – ножницы, нож или пробойник. Обязательное условие, даже для сюжетных композиций – многократное сложение и кропотливое поэтапное прорезание отдельных элементов.

Особенности вытинанки целесообразно рассматривать в сравнении с другими видами вырезания из бумаги: силуэтным и художественным.

Силуэты у профессиональных художников полны психологизма: каждый поворот головы, движение тела героев передают душевное состояние. В таких портретах ценны характерные черты модели, заложенные в линии контура.

Силуэтные изображения могут быть элементами узора вытинанки, но у них другая задача. Они воплощают символические обобщенные образы, лишенные портретного сходства. Силуэт в составе узора вытинанки – важный акцент, но не собственно произведение.

Тематический диапазон художественного вырезания шире, чем у вытинанки, что позволяет авторам больше экспериментировать, быть более свободными в трактовке того или иного образа. Ажур художественной вырезки может быть задан геометрической схемой сложения бумаги или выполняться по предварительному эскизу, в котором произвольно обозначены линии узора и плоскости выпадов. В близких по сюжету композициях именно технология создания прорезного ажура определяет стилистические различия художественного вырезания и вытинанки.

В процессе овладения технологией каждый мастер вытинанки вырабатывает свой почерк, стиль, узнаваемый по рисунку отдельных элементов, по характеру вырезания. Вариации технологических особенностей в сочетании с индивидуальным почерком автора придают изделию черты как традиционного, так и уникального произведения искусства. Кроме композиционных особенностей – симметричности, целостности, ритмичности – вытинанку отличают свой символический язык и тематика сюжетов, связанных с народным календарно-обрядовым циклом. Этот вид декоративно-прикладного искусства распространен не только в Беларуси, но и в Польше, Литве, на Украине и в других странах.

Искусство вытинанки развивалось на территории Беларуси по мере освоения местного производства бумаги и несло в себе региональные особенности других видов народного искусства: вышивки, ткачества, резьбы. Изучением и описанием региональных особенностей вытинанки занимаются работники центров народного творчества при Белорусском союзе народных мастеров, преподаватели и студенты художественных специальностей учреждений образования разного уровня, музейные работники.

Ведущий исследователь особенностей белорусского народного искусства доктор искусствоведения Евгений Сахута отмечал, что только единицы молодых мастеров переняли искусство вытинанки непосредственно от матери. Большинство же авторов овладевали им самостоятельно, опираясь на базовое художественное образование, обрывочные сведения в литературе; некоторые посещали специализированные кружки, курсы.

Белорусская вытинанка развивается в трех направлениях: при центрах народных промыслов и ремесел; как самодеятельное творчество и как высокохудожественное творчество профессиональных мастеров. Эталонный уровень современной белорусской вытинанки задают Владимир Дубинка, Нина Соколова-Кубай, Наталья Червонцева, Наталья Бернадская, Алеся Трампас (Талерчик), Татьяна Лабунова, Юрий Малышевский, Станислав Мулица и др. Вытинанки признанных мастеров отличаются ювелирной проработкой деталей, богатством композиции, разнообразием сюжетов, полихромией. Сложные станковые композиции впечатляют глубиной содержания, ясностью художественного выражения, яркой декоративностью.

Основное предназначение вытинанок – украшать интерьер. Традиционная геометрическая вытинанка применялась как аналог текстильной оконной занавески, подузорника, салфетки, панно. Современные сюжетно-тематические вытинанки оформляются под стекло как станковые графические работы либо используются как сувенирная национальная продукция. Есть и объемные изделия, в которых вытинанка сочетается с бумагопластикой. Наиболее древние символы в народном искусстве – космогонические символы солнца, месяца, звезд – выполняют роль оберегов. Геометрический орнамент вытинанок-салфеток, занавесок как обычно и строился из розеток, символизирующих небесные тела.

Сюжетно-тематические вытинанки связаны с жизненным циклом человека: древо рода, образы веры, праздничные обряды. Связь живых и умерших членов рода символизирует сюжет «Древо жизни». Он трактуется условно: ствол и веточки с птицами. Птицы несут Богу молитвы живых за умерших. Древо жизни в исполнении Людмилы Казаченок – монохромная многоярусная композиция, выполненная ножницами. Вытинанка Людмилы Горовой – пример геральдической композиции, вырезанной ножом и ножницами. Ажур монохромного узора более сложный по рисунку и менее плотный. Работа Юрия Малышевского, выполненная ножом, включает силуэтные фигуры и реалистические фрагменты, декоративная крона дерева служит аллюзией к архитектурным формам. Древо жизни Натальи Бернадской – пример полихромного многослойного решения вытинанки. Использование того или иного цвета в белорусских вытинанках подчинялось региональным особенностям. Так, на севере Беларуси доминировали монохромные: черные на белом, белые на фиолетовом. Использовались небольшие вставки красного и зеленого цветов. В центральных и западных районах Беларуси имела место полихромия, под черную вытинанку делали вставки пастельных тонов. В регионах, пограничных с Польшей и Украиной, вырезки делали многослойными и многоцветными.

Сюжет «Мать-родительница» очень близок по композиционной структуре к сюжету «Древо жизни»: древо с птицами дополняют розетки (символ детей)и свечи (символ жертвы Богу). В ткачестве к сюжету «Мать-родительница» обращались женщины-матери, создавая вышивку рушника-оберега. Его вариант в вытинанке выполнил Вячеслав Дубинка.

Образы веры белорусов вобрали в себя и языческие, и христианские традиции. Наиболее сильно их взаимодействие проявляется в колядных вытинанках: фигуры колядовщиков в масках – следы языческого наследия, а Колядная звезда символ родившегося Христа – влияние христианства. Христианская обрядность отразилась посредством аллюзий к иконописи и культовой архитектуре. Вытинанка Нины Соколовой-Кубай «Рождество» восходит к образу «Богоматерь Остробрамская», работа Татьяны Лабуновой – вариация сюжета «Распятие», кульминация земной жизни Христа – воскресение из мертвых опосредованно обозначена в вытинанке Алеси Трампас «Пасха», абрисы христианских храмов встречаются в работах Станислава Мулицы и Татьяны Петух.

С культом урожайности связаны сюжеты вытинанок «Куст», «Вазон», «Женская доля». «Куст» – символ урожая в поле, благополучия в доме. По композиции это центрально-симметричный узор, стилизующий растение. Куст в горшочке трактуется как «Вазон». Этот сюжет символизирует надежду на женскую плодовитость. Вазон, дополненный фигурками птиц, образует композиционную схему сюжета «Женская доля». В зависимости от того, как расположены птицы: смотрят друг на друга или в разные стороны, прочитывается «доля» его создательницы. Птицы смотрят друг на друга – доля счастливая, птицы врозь – несчастная.

Образ человека в ткачестве и вышивке трактуется геометрически – восьмиконечной звездой, в вытинанках более распространены варианты с условной человеческой фигурой. Очень важная деталь образа человека в народном искусстве – привязка к трудовой деятельности или к празднику. В этом проявляется видение народного мироустройства, человек не сам по себе, а по отношению к своему роду, к труду, к Богу. В работе Елены Кривенькой – пример геометрической вытинанки – сочетаются образы человека-труженика (восьмиконечная звезда) и Житней бабы (дожинковый сноп). Согласно языческим повериям Житняя баба – жена Ярила-солнца, а Житень, Спарыш, Рай и Богач (менее значимые божества урожайности) – их дети.

Фигуративные образы человека представлены у Натальи Бернадской, Светланы Вяль, Лизы Червонцевой, Ольги Яженко, Геннадия Соколова-Кубай. В большинстве работ присутствуют черты белорусского народного костюма, а вытинанка Геннадия Соколова-Кубай «Беларусь – муза Максима Богдановича» апеллирует к образу шляхтянки и типу сарматского портрета. Фигуративное изображение дополнено гербом и заключено в раму. Особое значение для белорусов имеет сюжет «Папарать-кветка». Он трактуется как символ удачи в делах и могущества знания.

Тому, кто в купальскую ночь найдет волшебный цветок, дается знание языка птиц и зверей, ему открываются клады, скрытые в земле. Строго заданного канонического изображения «Папаратькветки» нет, поэтому в искусстве вытинанки существует масса его вариантов. Один из них представлен в работе Елены Кривенькой. Современные вытинанки чаще создаются как станковые произведения, в которых графическая выразительность и декоративность цвета доминируют над следованием той или ной традиции. Разные техники вырезания и другие виды декоративно-прикладного искусства позволяет мастерам разнообразить принципы построения ажура, прочувствовать возможности материала и инструмента, создать свой стиль.