Художник-керамист Элбдар Гусенов овладел национальными традициями гончарного ремесла и создал авторский стиль гравировки орнамента на керамике. очарование его глиняных творений невозможно выразить словами. их нужно держать в руках, чтобы прочувствовать пластику и соразмерность. Эльдару нет еще и тридцати. Он родился в 1985 году в Самарканде. Детство проходило среди местных ребят, он научился говорить на их языке так же хорошо, как и на русском. Вот с родным языком было сложнее, говорить на нем приходилось нечасто, в основном с бабушками и дедушками. «О существовании нашего родного языка я хотя бы знал, чего не могу сказать о крымско-татарском прикладном искусстве», – говорит Эльдар.
Семья Гусеновых приехала в Крым в 1991-м. Поселились в степи в западной части полуострова. Эльдару было всего шесть лет, но он прекрасно это помнит: «Ощущение необыкновенное, с одной стороны, я на земле предков, с другой – мы, оставив жилье со всеми удобствами, оказались в открытой степи, где на огромном поле стояло всего три-четыре времянки. Пока не приехал контейнер, спали на досках, предназначенных для крыши».
Тогда родителям Эльдара было не до поиска культурных корней. У всех одни заботы: пропитание, работа, строительство… Эльдар тоже зарабатывал на жизнь. Свои первые пять гривен мальчик получил, нанявшись собирать миндальные орехи, набрав два-три мешка, всю ночь чистил их от скорлупы, а ранним утром отвозил на оптовый рынок. Приходилось продавать хлеб, семечки, фрукты, овощи, сладости, но большую часть времени мастер торговал на Южном берегу Крыма рыбой.
Несмотря на жизненные перипетии, Эльдар не бросал рисование – с детства любил краски, кисти, цветные карандаши. Излюбленным жанром был портрет. Пытался изобразить на бумаге любимых актеров, знакомых и друзей. Говорит, что тяга к искусству у него в крови, как, впрочем, и способность к торговле. Прадед Кешведин был купцом и имел собственный магазин, дедушка Муса и дядя Ильяс – художниками. Прапрадедушка по линии отца мурза Мемет-бей Булгаков был законоведом, император Николай II даровал ему титул князя.
Уже в школе Эльдар проявил художественный талант, участвовал в работе над школьной газетой, а его парта стала местной достопримечательностью, на нее приходили посмотреть ученики других классов и даже учителя: она была полностью разрисована портретными изображениями. Спустя два года после школы, как только появилась возможность, Эльдар поступил в Таврический гуманитарно-экологический институт, на факультет дизайна и промышленной графики. На третьем курсе преподаватель Владимир Васильевич Сычев направил студента изучать национальные корни, познакомив его с Мамутом Чурлу. Встреча с Мамут-оджа подарила великолепную возможность изучить символический язык крымско-татарского народного орнамента. Эти знания и опыт помогли ему разработать фирменные стили центра народных ремесел «Орьнек», магазина этнических сувениров «Берекет», мастерской «Эль-Чебер». В дальнейшем все это стало основой для создания декора авторской керамики.
Год спустя Эльдар Гусенов примкнул к творческому объединению «Чатыр-Даг». Первой его выставочной работой стал проект интерьера комнаты отдыха в крымском стиле, разработанный совместно с Мамутом Чурлу.
«Принимая участие в выставке, проходившей в этнографическом музее Симферополя, я впервые открыл для себя сокровищницу крымско-татарского декоративно-прикладного искусства. Это произвело на меня ошеломляющее впечатление. Самыми близкими мне по духу оказались произведения талантливых художников-керамистов Абдюля Сеит-Аметова и Рустема Скибина».
После окончания института в 2008 году он вновь едет учиться, теперь уже гончарному ремеслу. В Бахчисарае работает студия «Чельмек-чилер», где преподают мастера, работы которых привлекли внимание Эльдара на выставке. Директор студии Лютфи-агъа* разрешил начинающему художнику жить в его доме неподалеку от студии. Каждую субботу учителя приезжали в Бахчисарай обучать всех желающих основам гончарного ремесла. «Они оба мне многое дали: Рустем в майолике, Абдюль в гончарном и орнаментальном искусстве. Работа на гончарном круге – это очень живой процесс.
Кроме постижения технологии, для меня было важно и духовное развитие. С детства я занимался боевыми искусствами, смотрел фильмы о самураях, очень нравилось, как показывались отношения между учителем и учеником. Абдюль мне напоминал такого сэнсэя. Он никогда сразу не раскрывал секреты мастерства. Раз в неделю приедет – два слова произнесет, смысл которых я вообще вначале не понимал, только через месяц начинал осознавать, что эти слова раскрывают суть целого процесса.
Первый обжиг я провел в его мастерской, там же Абдюль-оджа лично для меня организовал мини-семинар по орнаментам. Он очень мудро подходит к обучению своих учеников: долго испытывает, учит прочувствовать каждую мелочь. Самое важное для меня – Абдюль-оджа научил учиться».
Освоив традиционный орнамент и тонкости гончарного искусства под руководством своих учителей Мамута Чурлу, Абдюля Сеит-Аметова и Рустема Скибина, Эльдар Гусенов впоследствии создал авторский стиль гравировки национальных орнаментов на керамике. Мамут Чурлу не раз приглашал молодого перспективного мастера на свои мастер-классы. «Мамут-агъа принял активное участие в моем творческом становлении, – с благодарностью говорит художник. – Он до сих пор делится своими знаниями и ценными советами, передавая мне свой опыт».
Последний семинар по крымскому фарфору был посвящен разработке эскизов сувениров и бытовых фарфоровых сервизов, отражающих национальные традиции крымских татар. Работы Эльдара Гусенова экспонировались на международных выставках, ярмарках, в музеях Симферополя, Бахчисарая, Белогорска, Евпатории, Севастополя, Львова, Одессы, Киева, села Опышня и даже за границей: в Турции, России, Польше, в Культурном центре украинского посольства в Париже.
Его произведения находятся в частных коллекциях и хранятся во многих музеях Крыма, Украины и России. В прошлом году, завершив учебу, которая вместе с институтом растянулась на 10 лет, Эльдар вернулся домой в Тепловку, женился и теперь вместе со своей супругой продолжает работать и обучать молодежь уже в своей мастерской, которую он назвал «Санат», что в переводе с крымско-татарского означает «искусство».
*Лутфи Османов – директор студии «Чельмекчилер», председатель общественной организации «Фонд возрождения Крыма».