Заполнить анкету Start

Народное искусство России

ЧТО-ТО ПОШЛО НЕ ТАК!Скорее всего, вы ввели сразу два запроса — поиск по сайту и поиск по мастерам. Определитесь, пожалуйста!
ЧТО-ТО ПОШЛО НЕ ТАК!Скорее всего, вы ввели сразу два запроса — поиск по сайту и поиск по мастерам. Определитесь, пожалуйста!
БиблиотекаО текстиле

Самоучитель вышивки ХVIII века

Самоучитель нашла, перевела и сделала выборку для «ДИ» Елена Юрова
Журнал «Декоративное искусство» № 8, 1989

Вышивка XVIII века поражают нас своей красотой, виртуозностью исполнения и какой-то особенной легкостью и непринужденностью. О том, каким образом это достигалось, можно узнать из редчайшей книги учителя рисования из Лейпцига Иоханна Фридриха Нетто «Руководство по рисунку и вышивке для самообучения дам, занимающихся этим искусством», три последовательных выпуска которой появились в 1795–1798 годах. Из них наиболее интересным по содержанию является первый, в котором автор излагает результаты своей двадцатипятилетней работы в области вышивки. Кроме скрупулезного описания различных техник вышивки, приемов аппретирования, составления красок и т.п., в книге имеются 24 таблицы рисунков для вышивания, представляющих собой раскрашенными дубликатами, предназначенными для перевода рисунка на ткань. Но самое поразительное, что к книге прилагается даже образец вышивок, выполненный, по заверению автора, лучшими вышивальщицами для того, чтобы дамы могли наиболее наглядным способ усвоить различные техники вышивания.

Тамбурный шов И.Ф. Нетто считает наиболее простым. Выполнялся он тамбурной иглой, представляющей собой полную ручку со сменными тонкими крючками, которые в случае ненадобности могли убираться внутрь ручки. Держа крючок вертикально и прокалывая им ткань, из нее вытягивали петли, образующие цепочку, расположенную по контуру рисунка. Название же его происходит, по сведениям автора, от музыкального инструмента, на который французские дамы первоначально натягивали свои вышивки. Большое сходство с тамбурным имеет петельный шов, выполняемый иглой. При этом либо петли выкладывались вокруг иглы, либо в иглу вдевали двойную нить и вышивали швом «назад иголка» так, чтобы конец иглы проходил между двумя нитками. Этот шов использовался в основном для белых вышивок.

Гляди принадлежит неоспоримое первенство в вышивке ХVIII века.

Для вышивки гладью использовался некрученый шелк. В иголку вдевали по 2 – 3 нитки длиною около ½ локтя (приблизительно 23 см). При вышивании нитки ни в коем случае не должны были перекрещиваться или перекручиваться. Ветки на деревьях и стебли вышивались рядом наклонных стежков, а цветы состоящие из нескольких частей, начинали вышивать из середины и заканчивали стежками, идущими от края последних лепестков. Переход оттенков достигался вышиванием стежков одного цвета по другому, причем в иголку вдевалось меньшее количество ниток, чем при однотонной вышивке. У вышивальщиц этот прием назывался «сиянием».

При вышивании гладью ряда «жемчужин» стежки накладывали поверх маленьких картонных кружочков, которые выбивались специальным металлическим штемпелем.

Эффектно выглядят вышитые на темном фоне нити белых жемчужин, перья и т.п.

Вышивка узелками использовалась для изображения мха, деревьев в ландшафтах и т.п. Для этого в иголку вдевали 8 – 10 ниток более толстого шелка и перед каждым стежком обматывали вокруг иголки 3 – 4 раза, придерживая ее одновременно левой рукой. Этот способ применялся и для подражания гравюрам, при вышивании пейзажей.

Золотое шитье Нетто называет самым блистательным и богатым видом вышивки. Здесь художественный эффект зависел о многом от применяемых при вышивании материалов, выбор которых был очень широк:

Фольга

Серебряные пластинки различной формы (цветы, листья, жемчуг и т.п.), иногда окрашенные в разные цвета. Их прикрепляли шелком, и отдельной матовой канителью;

Канитель

Плоская, намотанная на проволоку металлическая полоска. Ее делили на маленькие кусочки и прикрепляли шелковой нитью через отверстие, оставшееся от проволоки;

Блестки (мишура)

Круглые металлические пластинки, иногда окрашенные в разные цвета. Их использовали для вышивания перьев, бордюров, цепочек, лент. При этом их нашивали так, чтобы они частично перекрывались, и закрепляли кусочками канители, которые должны были быть такой длины, чтобы образовать единую линию. При вышивании блестками одного цвета под них подкладывали фоном блестки другого цвета большего размера;

Золотая пряжа

Шелковая нить с намотанной на нее золотой, серебряной или позолоченной полоской, которую можно вдевать в иголку и вышивать ею как шелком;

Бить

Золотая, серебряная или цветная проволока, прокатанная между стальными вальцами, иногда гофрированная. Использовались для вышивки «в прикреп»: металлическую полоску, намотанную на специальную деревянную палочку с затупленными концами, залитыми свинцом, выкладывали по контуру рисунка, перегибая наискосок с определенным шагом и прикрепляя шелком в местах перегиба.

 

Применялся для вышивки и очень тонкий перламутр, из которого вырезали различные фигуры; корзиночки, колонны, рога изобилия и т.п. Для двойных бордюров в золотом шитье часто применяли сочетание вышивки пряденым золотой и рядом блесток, добиваясь эффекта путем сопоставления матового и блестящего золота.

Стеганые атласные изделия пользовались в XVIII веке большой популярностью. Очень интересна его техника. На раму для вышивания натягивалась сначала подкладка из хлопковой или прокипяченной льняной ткани, а затем тонкий атлас с нанесенным на него рисунком. При этом вата прокладывалась только в тех местах, где должны были быть простеганы мелкие крестики. Остальной узор оставался незаполненным. После того как шелковой нитью простегивался по контуру весь рисунок, рама переворачивалась и подкладка натягивалась еще туже, а образовавшееся между атласом и льном пустое пространство заполняли толстыми хлопчатобумажными нитками с помощью тупой иглы с большим ушком, которая прокалывала подкладку, но не проходила через атлас. Подобными стежками последовательно заполнялся каждый элемент узора. Для заполнения маленьких деталей той же иглой проделывали дырочку в подкладке, кусочками забивали в нее вату, а потом заглаживали.

В конце книги Нетто дает пояснения, для каких изделий следует применять тот или иной рисунок. Например, маленькие «китайские» букетики вышивали редко разбросанными на целых штуках материи, предназначенной для изготовления платьев и роб. Колоны, трофеи, корзиночки и урны, изображенные на рисунке образца вышивок, автор рекомендует для украшения портмоне, сумочек для рукоделия или альбомов для стихов. Еще более подробные указания относительно аллегорических сюжетов приведены во второй части книги. Так, шлем, меч, военные трофеи рекомендуется вышивать на бумажнике для офицера; курильницу – на вышивке для стола; голубку в гнезде, обрамленную незабудками, – на свадебном поздравлении, а могильный холм с крестом в окружении кипарисов – на альбоме для стихов уезжающему другу.

В целом эту книгу можно смело назвать энциклопедией вышивки века. Приведенные в ней сведения способны вдохновить не одну современную вышивальщицу.