Заполнить анкету Start

Народное искусство России

ЧТО-ТО ПОШЛО НЕ ТАК!Скорее всего, вы ввели сразу два запроса — поиск по сайту и поиск по мастерам. Определитесь, пожалуйста!
ЧТО-ТО ПОШЛО НЕ ТАК!Скорее всего, вы ввели сразу два запроса — поиск по сайту и поиск по мастерам. Определитесь, пожалуйста!
Скачать PDF этой статьи-2012-02_Gzel.pdf441 K
БиблиотекаО глине

Творческий дуэт «Гжели»

Мария Некрасова
Журнал «Декоративное искусство» № 2, 2012

Гжельский фарфор в представлении современников прочно связан с понятием народного творчества. В музее народного промысла «Гжель» можно увидеть птичку – свистульку из глины, сработанную еще в Х столетии. С XVI века в Гжели производили множество утилитарных предметов из глины: кирпич, трубы, посуду, примитивные детские игрушки.

Расцвет художественной керамики приходится на XVII–XVIII века. Причем изделия изготавливали из красной глины, расписывали лиловой, желтой, синей, черной и коричневой красками по белой эмали. А с конца XVIII века началось производство тонкого фаянса с использованием синего цвета, создаваемого, как правило, смальтой. И только в послевоенные годы, когда из-за экономической ситуации в гжельской росписи за основу был взят цвет окиси кобальта и использована техника объемного мазка, гжельский фарфор обрел свою «традиционную» синюю тональность.

Современная гжель – это мощные печи и передовые технологии. Кажется, что массовое производство не оставило места индивидуальному творчеству, в тишине которого рождается искусство. Но такое впечатление обманчиво. Как и несколько столетий назад, на Гжельской земле живут и работают художники, создающие изделия, которые стоят особняком от коммерческого вала. Это не унижает «обычный» гжельский фарфор, выпускаемый тысячами штук.

Напротив, мастера, словно камертон, задают высоту звучания всему гжельскому «оркестру», не позволяя ему сбиться на фальшивые тона обывательского ширпотреба. Наталья и Владимир Бидак – один из наиболее ярких творческих дуэтов «Гжели». Придя на этот всемирно известный промысел в пору его расцвета, художники сыграли большую роль в формировании стилистики современного фарфора гжели. Здесь сложился их собственный творческий почерк, узнаваемый и традиционный. Изучение художественной системы промысла открыло художникам важнейшие качества народного искусства, ставшие органичной частью произведений Натальи и Владимира: жизнерадостность, красоту, функциональность. Ближе всего и вкусам самих художников, и народной эстетике, всегда тяготевшей к нарядности, декоративности, «узорочности», оказалось барокко.

Но художники не пошли по пути воспроизведения существовавших ранее мотивов, выработав собственный оригинальный стиль с чисто народной мягкостью и подвижностью формы и росписи. В совместной работе художников нет четкого деления на скульптора и живописца. Но все же в большей мере Владимир занят проблемами формообразования, а Наталья – росписью. Усвоив приемы работы с кобальтом, она сформировала собственный стиль, который отличается богатством тональных отношений и мягкостью звучания. Стремление к художественному выражению больших тем привело к созданию ряда работ гражданского звучания.

Недавно в мастерской Владимира и Натальи Бидак появились уникальные произведения, в традициях гжельского народного промысла и в то же время отличающиеся от них тематикой. Речь идет о цикле скульптурных композиций под общим названием «Святые Таинства», выполненных в жанре бытовой пластики. Кажется, никогда еще народное искусство не дерзало отображать мистическую сторону церковной жизни. Тем интереснее работы художников, которым удалось запечатлеть фрагменты православного богослужения, избежав умильности и пафоса.

Православная догматика отчасти под влиянием западного школьного богословия различает только семь церковных таинств: причастие, миропомазание и крещение, священство и брак, покаяние и елеосвящение. Все они восходят к евангельским событиям. В православном мировосприятии церковная жизнь представляет собой единое таинство отношений человека с Богом. Многообразие церковного бытия представляется мистической тканью, которая покрывает без остатка все явления жизни, земной и небесной. Поэтому в «Святые Таинства», созданные художниками Бидак, помимо непосредственно таинств включены еще 14 композиций на темы церковного отпевания, воскресной школы, проповеди, крестного хода и другие сцены.

Очевидно, что художественное отображение церковных ритуалов предполагает авторское отношение к происходящему. Для творчества Владимира и Наталии Бидак это особенно важно. Во всех своих работах художники стараются передать прежде всего собственные впечатления от увиденного. Но церковная жизнь – особая тема для творчества. Религия предполагает непосредственное общение человека и Творца.

И любая попытка опосредовать это общение должна быть особенно деликатна. Не случайно хорошим церковным чтецом считается тот, кто не вносит в богослужебные тексты собственные эмоции. Поэтому несомненное достоинство произведений художников на церковную тему – сдержанная выразительность, оставляющая простор для зрительского восприятия.

Все в «Святых Таинствах» узнаваемо, все почти прозаично. Обычные бытовые сценки, которые Владимир зарисовывал с натуры: благословляющий священник, вынимаемый из купели младенец, исповедующаяся женщина. Но задача художников шире: не только показать внешнюю пластику события, но и постараться раскрыть его духовное содержание. Это очень важно, потому что для невоцерковленного зрителя отдельные зарисовки богослужебных сцен во многом теряют значение.

В основе работ Владимира и Наталии Бидак «Святые Таинства» видится главное: подлинно народное творчество обращено к будущим поколениям. Это наша, именно наша, попытка передать своим детям знания о себе, а значит, и о них самих. Отсюда и бережно хранимая традиционность народного искусства, и церковная тематика, ведь храм – это место, где мы можем почувствовать живую связь со своими православными предками, ощутить условность и единство истории и постараться передать это чувство будущим поколениям.