Заполнить анкету Start

Народное искусство России

ЧТО-ТО ПОШЛО НЕ ТАК!Скорее всего, вы ввели сразу два запроса — поиск по сайту и поиск по мастерам. Определитесь, пожалуйста!
ЧТО-ТО ПОШЛО НЕ ТАК!Скорее всего, вы ввели сразу два запроса — поиск по сайту и поиск по мастерам. Определитесь, пожалуйста!
БиблиотекаОбщая теория

Бисер наших прабабушек. Коллекция бисера Е.Н. Брюлловой

Леонид Вайнштейн
Журнал «Декоративное искусство» №6, 1984

Есть в старинных произведениях, и в первую очередь в предметах декоративно-прикладного искусства, особая теплота и обаяние, которые ощущаются при первом же соприкосновении с ними. Благородная патина времени создает вокруг них неповторимую атмосферу. Когда вы берете в руки такую вещь, между вами и всеми державшими ее до вас устанавливается незримая связь, пусть эфемерная, но создающая иллюзию власти человека над временем.

Ни один старинный предмет выглядит пугливым чужаком, который боится показаться старомодным. Иное дело – коллекция. В ней каждый предмет раскрывается полностью, оттеняя и подчеркивая достоинства остальных. Любая коллекция имеет свою судьбу и так же индивидуальна, как личность человека, собравшего ее.

Коллекция бисерных вышивок Екатерины Николаевны Брюлловой собиралась в начале ХХ века, когда воспоминания о дворянском быте первой половины – середины XIX века сохранились не только на страницах романов И.С. Тургенева, но были еще живы мастерицы этого рукоделия. Даже дошедшая до нашего времени меньшая часть коллекции насчитает десятки предметов, среди которых есть очень редкие и интересные экземпляры.

Екатерина Николаевна, по мужу Брюллова, – дочь известного русского художника-баталиста Н.Д. Дмитриева-Оренбургского, родилась 7 марта 1873 года в Дюссельдорфе. Ее детские годы прошли в Париже. Росла она в атмосфере искусства – художественной среде Общества взаимного вспоможения и благотворительности русских художников, активным членом которого был ее отец. Влюбленная в искусство, Екатерина Николаевна не мыслила без него свою жизнь. После окончания гимназии она училась на курсах живописи своего отца. Затем последовали курсы музееведения и известный Институт истории и теории искусств В.П. Зубова, в котором она училась в 1918 –1921 годах. Отзывчивый, чуткий и доброжелательный человек, Екатерина Николаевна принимала активное участие в культурной жизни России, поддерживала тесные отношения со многими замечательными людьми. Она участвовала в благотворительных спектаклях аукционах и выставках, в организации музея И.Н. Крамского в Острогожске. С 1918 года Екатерина Николаевна преподавала историю искусств в единых трудовых школах, работала научным сотрудником института Зубова, а затем, после его окончания, – экскурсоводом в Эрмитаже. Она умерла в блокаду, 10 февраля 1942 года.

Энтузиаст бисерного рукоделия, человек с тонким вкусом, Е.Н. Брюллова собрала значительную коллекцию бисерных вышивок XVIII–XIX веков. Поэтому на открывшейся в 1923 году в историко-бытовом отделе Русского музея бисерной выставке были представлены многие предметы из ее собрания.

Бесполезное и неблагодарное занятие комментировать коллекцию, собранную другим человеком, особенно знатоком. Время бисера ушло безвозвратно. В конце XIX века делаются попытки возродить бисер. С.А. Ильинская «устроила бисерные работы» в деревне Воронцовка Чернского уезда, М.Ф. Якунчикова – в селе Соломинка Тамбовской губернии. Работы делались по старинным образцам под руководством художницы Н.Я. Давыдовой. ХХ веку, с его массовым машинным производством, чужд самому духу бисерного шитья, располагающего к неторопливому созерцанию и наслаждению чистой мелодией прозрачных цветов. Но благодаря таким энтузиастам-коллекционерам, как Е.Н. Брюллова, мы можем любоваться этими удивительными и изящными вещами, созданными терпеливыми и умелыми руками мастериц прошлых веков.

(Коллекция Е.Н. Брюлловой была передана историко-бытовому отделу петроградского Русского музея. ред.)