Заполнить анкету Start

Народное искусство России

ЧТО-ТО ПОШЛО НЕ ТАК!Скорее всего, вы ввели сразу два запроса — поиск по сайту и поиск по мастерам. Определитесь, пожалуйста!
ЧТО-ТО ПОШЛО НЕ ТАК!Скорее всего, вы ввели сразу два запроса — поиск по сайту и поиск по мастерам. Определитесь, пожалуйста!
БиблиотекаОбщая теория

Тетерки

Геннадий Дурасов
Журнал «Декоративное искусство» № 3, 1981

Если случится вам побывать в каргопольской деревне в середине марта, то непременно услышите: «Ты, подружка, сей год на свадьбу ходила, дак тебе и с тетерками к молодым идти;

- Пошто вечорась на беседу не приходила, неушто опять тетерки скала;

- Марья, зайдикось на часок, подскажи старые узоры, нать тетерочки уложить».

Разговоры о тетерках услышите от старых и молодых женщин, даже от ребят. Поры этой сельские ребятишки ждут особенно, ждут «тетерочного дня» 22 марта, когда наконец-то день меряется с ночью, ярко начинает светить солнце и во многих домах завивают необычное кружево из теста - тетерки. По старому обычаю «скут», то есть свивают, здесь тетерки на каждого члена семьи, чтобы в день весеннего солнечного равноденствия каждый съел хоть одну из них. Но больше всего забот у тех женщин, что были с невестиной стороны на свадьбе. Все они должны идти в «тетерочный день» в дом к молодым, и каждый обязательно вместе с гостинцами должен принести десять ли, двадцать тетерок. А чтобы зять не подумал, что теща у него скупая да плохо чествует его, тетерок она «скет» как можно больше. Иная пятьдесят, другая сто и того более. За один день столько не наготовить, оттого работа начинается задолго до 22 марта.

Прежде тетерки все пекли из ржаной мука, на водице - пора была великопостная. Теперь - подай тетерку сдобную, да сладкую, да маслом мазанную, и замешивают пресное тесто на растопленном сливочном масле либо маргарине, на молоке, подсластят да подсолят, хорошенько намнут его и «рассыкают» -раскатывают тонким жгутом, выкладывают особыми узорами. Рисунки эти у всех мастериц близки и состоят из ряда повторяющихся элементов. Одна тетерка отличается от другой часто лишь их набором. По внешнему виду все тетерки представляют собой круг, обязательно состоящий из трех обводов - «околов», завитых «по солнышку». «Окол» - словно рама вокруг основного узора. Центральная же часть может состоять из «колечушек», «восьмерушек», одинарных и двойных, завитых в разные стороны спиралей - «вьюх» и «полувосьмерок», «солиышек», «кудеречков», «коников» и «полукоников».

Укладывая свои тетерки, хозяйки объяснят вам и название самого узорочья, его смысл: «Солнышко-высоколнышко сделаю, его посреди уложу. Кудри ему навью, чтоб кудревато было. Солнышко в небе - тоже с кудерочками. А здесь - иной узор: в середке - опять солнышко завью, круг него - конечки-бегуночки, затем - ободочек, а круг него - кудерочки, после и околы». Выйдет солнышко с бегунками, так тетерка называться будет. Уложенное на фанерки и дощечки кружево из теста уносят на холод, в кладовую, где хранятся все продукты. Там будет лежать оно день-два, до тех пор, пока соберется хозяйка печь. За это время тетерки замерзнут, и можно будет не опасаться, что узор нарушится, когда их в печь на деревянной лопате «садить» будут. На поду, в русской печи они быстро испекутся и подрумянятся. Горячие, останется лишь помазать их сверху растопленным маслом для «басы» - красы да для вкуса. Накануне «тетерочного дня» хозяйки укладывают гостинцы в плетеные корзины - «бураки»: испеченные каравай, хлеба -двинянки и наливки, пироги-рыбники, колобы, калитки, шаньги а сверху осторожно, чтобы не помять да не нарушить узора -тетерки. С этими угощениями и идут в гости. Празднуют же тетерочный день не все - мужей своих, и тех за стол не посадят. Издавна ведется, что «тетерочный день» - бабий праздник. В обрядах, связанных с бытованием на каргопольщине тетерок, усматриваются древние корни, связанные с почитанием солнца. Солярные мотивы присутствуют во всех тетерках, до сего дня в памяти людей живёт и их терминология. Отдельные элементы: этого узорочья встречаются в обрядовом печенье не только ряда областей России, но и других славянских стран. Встречаются они и в изобразительном искусстве, и в фольклоре: в орнамент вышивки и ткачества, резьбе и росписи по дереву. Мифологические песни и загадки повествуют о златокудром солнце, идущие по кругу «коники» символизируют его вечное движение.

Почему же печенье это названо именно тетеркой? Прилет вешних птиц на Руси всегда знаменовал собой скорое наступление долгих, светлых и теплых дней. А для земледельца - это пора плодородия земли. Жила в народной памяти легенда о самой доброй из птиц - Паве. Стоило лишь прилететь ей из теплых стран и распустить свои пышные перья, как оживала после долгого зимнего сна природа. И была эта Пава образом самого солнца. В древности у славян солнцу был посвящен петух, которого и приносили в жертву. В Каргополье сохранились предания, что жертвенными птицами были здесь гусь и глухарь (по местному - глухой тетерев).

О тетерках впервые услышал я в 1976 году в Каргополе и сразу же начал поиск лучших мастериц. Делать печенье в безвременье соглашались немногие. «Приезжай лучше к празднику поближе, наскем сколько хочешь»,- говорили они. И начиная с 1977 года каждый раз в начале марта отправляюсь я в каргопольские деревни и села, чтобы получить от мастериц или просто сфотографировать их печенье, записать рассказы об обрядах, связанных с тетерками, выяснить название орнаментальных мотивов. Так собралась небольшая коллекция северорусского весеннего обрядового печенья - каргопольских тетерок. И каждый раз, рассматривая их, удивляешься живой памяти народной, донесшей до наших дней древний, как мир, мифологический образ солнца, дарующего человеку жизнь и благополучие.