Заполнить анкету Start

Народное искусство России

ЧТО-ТО ПОШЛО НЕ ТАК!Скорее всего, вы ввели сразу два запроса — поиск по сайту и поиск по мастерам. Определитесь, пожалуйста!
ЧТО-ТО ПОШЛО НЕ ТАК!Скорее всего, вы ввели сразу два запроса — поиск по сайту и поиск по мастерам. Определитесь, пожалуйста!
Скачать PDF этой статьиToys_WEB_01.pdf8.3 M
БиблиотекаО глине

СВИСТКИ И ДУДКИ

Марианна Обоева
Альбом «Народная игрушка России. От традиции к современности», 2015

История глиняных игрушек насчитывает тысячелетия и продолжается по сей день. И среди всего многообразия типов глиняных фигурок особого внимания заслуживает свистулька. В древности керамические звучащие объекты применялись в ритуалах, имели культовое назначение. Глиняная фигурка сл eжила оберегом, ей приписывались магические свойства. Считалось, что свистом можно отогнать злых духов, оградить себя от зла. Звуком и свистом вызывали ветер и дождь. С забвением языческих верований свистульки потеряли свою сакральную функцию и почти повсеместно превратились в детскую забаву, хотя культовое применение игрушек, в том числе свистулек, оставалось (вплоть до недавнего времени) наряду с игровым. В России самое известное событие с участием свистульки – вятский праздник свистопляски, или свистуньи. Согласно легенде праздник отмечался как день поминовения убитых в «хлыновском побоище». Во время междоусобиц жители Хлыновграда – Вятки послали за подмогой в Великий Устюг, чтобы защититься от осадивших город новгородцев. Устюжане пришли, но в темноте жители Хлыновграда их не узнали и приняли за врагов и только наутро увидели, что перебили своих. В память о погибших нечаянно от рук братьев и возник праздник свистуньи. Таким образом, свист участвовал в обряде поминания. Со временем это значение стало отходить на второй план, и в Вятке обряд превратился в праздник, большую ярмарку, где главным товаром были дымковские игрушки и свистульки. Использование свистулек исторически связано с циклом сельскохозяйственных работ, причем языческие и христианские ритуалы совпадали по времени и эмоциональной атмосфере. Свистульки остались связаны с весенними праздниками, Пасхой, Рождеством, а также с праздниками урожая. До сих пор в первый пасхальный понедельник съезжаются любители и мастера глиняной свистульки в Люксембург. Здесь, а также в деревне Носпельт проходит ежегодная ярмарка: продают, дарят игрушки, меняются глиняными птичками приезжие из стран Европы (Бельгии, Румынии, Франции, Германии, Польши), выступают коллективы на- родных танцев и музыки. Пасхальный понедельник празднуется в память о первом дне после Воскресения Христа. В Библии повествуется, что, воскреснув, Христос неузнанным явился двум своим опечаленным ученикам, разделил с ними путь в селение Эммаус, что неподалеку от Иерусалима, и ужин. В честь этого события и назван люксембургский праздник – Эммэшн. Свистульки можно разделить на три большие группы: с внутренней полостью, с прилепленным свистком и водяные. У игрушек первой группы чем больше внутреннее пространство, тем ниже звук, а чем меньше – тем выше, звонче. У изделий второй высота звука не зависит от размера, свисток-то сам по себе, поэтому любая игрушка с таким свистком звучит пронзительно. и наконец, водяная свистулька (в России их называют соловьями) дает переливчатую трель, если в нее налить воды. Звучащие игрушки, в том числе свистульки, использовались как шумовые музыкальные инструменты, мы и сейчас можем слышать окарину среди инструментов ансамблей народной музыки. Ценили свистульку и за возможность звукоподражания – имитацию щебета птиц. Известны и такие случаи, когда не предназначенная для свиста фигура со временем наделялась свистком. Например, глиняные барыни и их кавалеры в некоторых русских промыслах «взяли» в руки птичку или кошку-свистульку. Незвучащие игрушки хуже продавались: девочке хотелось и куклу иметь, и свистеть. Об этом пишет Леонид Латынин в книге «Основные сюжеты русского народного искусства» (М.: Глас, 2006): «Озвучивание других фигурок, я думаю, заслуга ярмарок, заслуга того, что дети, завладев бывшими магическими глиняными фигурками, заставили мастеров наделить их голосами, “вдунуть в них жизнь” – “свист”. Подтверждает это рассказ Тимофея Зоткина из Абашева об озвучивании куклы: “Не покупали девочки куклу – свиста не было. Вот деды и сунули ей подмышку свисток”». Свистулька почти всегда сопровождала гончарный промысел, любой горшечник мог сделать глиняный свисток, даже если производство глиняной игрушки не было обыкновением в данной деревне. Веселый, звонкий свист и музыкальные трели глиняных соловьев раздавались на всех ярмарках – сразу было понятно, куда идти за новой крынкой или макитрой. Свистулька для покупателей служила определенной рекламой. Чтобы ускорить производство, увеличить объем продукции, мастера привлекали жен и детей. Гончар делал свисток – самую сложную часть, а персонажа – курочку или коровку – долепливали домочадцы. «Сделаешь с десяток, тогда отпустят гулять, иначе нет», – вспоминает потомственная мастерица филимоновской игрушки Алла Ивановна Гончарова. Во многих промыслах производство игрушки обособляется от гончарного, обретает самостоятельность. И сегодня игрушка продолжает существовать даже там, где потребность в глиняной посуде исчезла вместе с умением обращаться с гончарным кругом. Мир меняется, народная игрушка покинула крестьянский быт. Из детского обихода глиняные солдаты и барыни, олени и уточки перекочевали на музейные стеллажи, а также стали предметом коллекционирования, причем у каждого коллекционера свой принцип собирания. Многие собиратели выделяют свистульки в огромном разнообразии народной пластики: интерес представляет богатство ее форм и сюжетов. Существуют крупные, известные в мире коллекции свистулек. Таково собрание Рольфа Мари (Германия), Джанфранко Валенте (Италия) и другие. Подобные коллекции есть и в России, одна из них – собрание Исаака Яковлевича Кушнира из Санкт-Петербурга. Его свистульки из разных стран – украинская, мексиканская, шведская, итальянская. Исаак Кушнир принципиально не выстраивает их по классам и ранжиру: «Свистульки – это для души. Это чистая радость... И еще меня поражает неожиданное сходство – по пластике, окраске, приемам лепки – игрушек из разных регионов, из разных культур. Мне встречались одинаковые свистульки с Майорки и из Таджикистана, из Финляндии и Пскова». Благодаря свистулькам можно познакомиться с духовными ценностями разных народов, почувствовать связь с традицией. Пристрастие к свистулькам у Исаака Яковлевича берет начало в 1990 году, до этого у него были две полки с игрушками, самые красивые и любимые – среднеазиатские. А в начале 1990-х случилась поездка в Италию на фестиваль свистулек, и открылось, что существует общеевропейский круг общения увлеченных свистулькой людей – архитекторов, врачей, писателей и даже банкиров. Многие особенности, характерные для русских промыслов игрушки, можно рассмотреть на примере жбанниковской свистульки, устойчивой к изменениям и сохранившей до сегодняшнего дня основополагающие черты. Этому промыслу не очень везло с публикациями, что особенно заметно на фоне соседей – производств деревянной игрушки, которыми богата Нижегородская земля и которым посвящено множество изданий. Вот и считают городецкие свистульки «малоизвестным народным промыслом»*. Но хоть и названо производство по имени одной деревни Жбанниково, лепили игрушки во многих окрестных деревнях – Роймине, Рыжухине, Смиркине, Прокурине, Язвицах, Шадрине и других, в промысле заняты были десятки мастеров. Время зарождения промысла точно не установлено, но есть сведения, что в середине XIX века дудки, как называли здесь свистульки независимо от формы, уже лепили. Есть находки и среди более ранних старинных игрушек, по форме очень схожих с современными. Форма-основа устоялась в промысле давно: силуэт игрушки можно вписать в треугольник, тулово всех свистулек одинаково: с опорой на свисток и две короткие ножки. Различаются сюжеты только моделировкой головы. Ряд традиционных персонажей ограничен и характерен для русской игрушки: это кони, петухи, коровы, бараны, утки, часто встречается в жбанниковской игрушке птичка-«пигала» (чибис). Геннадий Блинов в своей знаменитой книге «Чудо-кони, чудо-птицы» пишет: «Игрушка не копирует свой зоологический прототип, а дает сказочно-фантастическое решение образа, в котором точность отдельных деталей не вызывает ощущения обыденного, а сказочность не уводит совсем из реальности, как в сказке о выдуманном и в то же время таком реальном коньке-горбунке» (Блинов, с. 91). Жбанниковская игрушка удивительно лаконична и при этом позволяет выразить индивидуальность автора, стилистическое своеобразие. Значительно расширили круг сюжетов, привнесли новые формы и новые пластические решения Ларион Трифонович Потатуев и Степан Григорьевич Сироткин в 1920–1930-е годы, талантливые гон - чары и игрушечники, можно сказать, реформаторы промысла. Обладая прекрасным чувством формы, могли мастера сделать фигуры значительного размера, уже не игрушку, а практически скульптуру. Ларион Потатуев одним из первых стал лепить животных, поставленных на четыре ноги, а не на три опоры, традиционные для Жбанникова. Делал и игрушки на подставке, и жанровые сценки. Все это вошло в обиход промысла, определило его путь развития. Качеству звука, свиста уделяли жбанниковские игрушечники особое внимание. Исследователь Лидия Андреевна Климова описывает даже своеобразные соревнования по свисту, чтобы показать качество «дудок»: «…Во время ледохода… начиналось все с того, что жители деревень Роймино, одна из которых относилась к Ковернинской, а другая – к Большепесошнинской волостям, пересвистывались с противоположных берегов» (Климова, с. 34). Были мастера, умудрявшиеся наделить одну игрушку не - сколькими свистками: «Некоторые фигурки (мастера Потатуева. – М.О.) снабжены пятью свистками и дудят, как говорится, “и в хвост и в гриву”» (Прокопьев, с. 147). Антон Федорович Разгулов делал свистки не только в хвостовой части, но и «на рогах коровушек, барашков» (Климова, с. 56). По-разному звучат – смотря в какой свисток у одной и той же фигурки по - дуешь – и игрушки Венедикта Степановича Сироткина (сына С.Г. Сироткина). Сегодня мы знаем жбанниковскую игрушку как фигурку с фоновой окраской одного цвета, чаще черного, красного, бежевого или зеленого, по которой нанесен узор «тыковкой». Раньше губкой-тычкой служила палочка, к которой прикреплялся высохший кусочек гриба-дождевика. Позже использовали поролон, губку, ткань или наносили эмалевую краску пальцем. Краевед Д.В. Прокопьев поэтично описывает роспись игрушек: «Интересно смотреть установленных на доске шоколадно-глиняных коньков – так стройно располагаются их ряды. Высушив дудки, их обжигают и окрашивают эмалевой краской, пестря ноздреватыми дорожками с помощью губки. Дудочников увлекает интересная расцветка изделий. Они сочетают черный фон с бело-зеленым кроплением, россыпью точек, поло - сок, пятен. Иногда берется бордовый, иногда желтоватый тон» (Прокопьев, с. 146). В середине 1950-х годов в красильном цехе деревни Кулиги - но начали расписывать жбанниковские игрушки хохломским трафаретом. А с 1970-х годов хохломская и городецкая роспись все активнее используется жбанниковскими мастерами. Процессы, которые происходят в жбанниковском промысле сегодня – нарушение канонов формообразования, привнесение немыслимых для русской традиционной игрушки сюжетов, вольное обращение с колоритом и деталировкой, – оставляют открытым вопрос, что хуже для традиции: добавление к тычковому орнаменту хохломских травинок или появление тюле - ней, русалок и мультипликационных героев в жбанниковской свистулечной семье. Сегодня художники больше заботятся о привлекательности игрушки для непосвященного покупателя, давно отвыкшего от языка народного искусства. Обитателей крестьянского двора мало для творческих притязаний керамистов, и хочется им попробовать изобразить в виде свистульки фантазийных персонажей. С одной стороны, можно понять стремление мастеров следовать требованиям современного рынка и моды, удовлетворять желания посетителей нынешних ярмарок, отсюда и слишком яркие краски, и умильные мордочки. С другой – народное искусство ценно именно сохранением традиций, преемственностью. Лицо промысла консервативно и архаично. Чтобы не потерять его, игрушечникам необходимо постоянно сверяться с признанными образцами, с типическими примерами, отобранными историей.

*Недавно вышла первая монография. Климова Л.А. Ухова Е.Д. Городецкая глиняная игрушка. Городец, МБУК «Городецкий историко-художественный музейный комплекс», 2013. ЛИТЕРАТУРА:

Блинов Г.М. Чудо-кони, чудо-птицы. (М.: Детская литература, 1977.

Квач Н.В., Квач С.И. Нижегородская игрушка. Нижний Новгород: Литера, 2010.

Климова Л.А., Усова Е.Д. Городецкая глиняная игрушка. Городец, МБУК «Городецкий историко-художественный музейный комплекс», 2013.

Прокопьев Д.В. Художественные промыслы Горьковской области. Горьковское областное издательство, 1939.

Церетели Н.М. Русская крестьянская игрушка. М.: Academia, 1933.

Народное гончарство России. Сохранившиеся центры. Пути возрождения / сост. С.А. Барановская, М.А. Никитин, А.Н. Фрумкин М.: Советский художник, 1987