Заполнить анкету Start

Народное искусство России

ЧТО-ТО ПОШЛО НЕ ТАК!Скорее всего, вы ввели сразу два запроса — поиск по сайту и поиск по мастерам. Определитесь, пожалуйста!
ЧТО-ТО ПОШЛО НЕ ТАК!Скорее всего, вы ввели сразу два запроса — поиск по сайту и поиск по мастерам. Определитесь, пожалуйста!
Скачать PDF этой статьиPisanki__DecorArt-2013-_03-4.pdf334 K
БиблиотекаОбщая теория

Коломыйский музей писанки

Виктор Ткаченко
Журнал «Декоративное искусство» № 3, 2013

Музей «Писанка» – уникальный центр, который занимается собиранием символов праздника Воскресения – писанок. Большая коллекция дает возможность познакомиться с этим неповторимым видом декоративно-прикладного искусства. Важную роль в сохранении народного искусства Украины играют музеи. Их в республике зарегистрировано более 500. В них можно увидеть все многообразие произведений декоративно-прикладного искусства. Изготовление праздничных яиц к Пасхе было очень распространено в ХIХ веке по всей Украине. Региональные художественные особенности в орнаментации писанок интересовали многих исследователей, а также музеи, которые начали собирать их. Уже в то время своими коллекциями выделялись музеи Киева, Лубн, Львова, Харькова, Кракова, Варшавы.

Наиболее древние писанки хранятся в Национальном музее этнографии и художественных промыслов во Львове, куда они попали из с. Острив (1882, Львовщина), Слободка (1891, Подолье) и других мест. На сегодняшний день большие коллекции писанок имеют Национальный музей декоративно-прикладного искусства Украины (Киев), Национальный музей народной архитектуры и быта Украины (Киев, Пирогов), Харьковский исторический музей и другие. За рубежом есть собрание из более чем 8 тысяч украинских писанок из разных регионов. В семиэтажном здании музея города Виннипег (Канада) им отведено два этажа экспозиции. А в городе Вегревиль, провинция Альберта, где проживают около 75 процентов украинцев, по проекту художника П. Цымбалюка сооружен двенадцатиметровый памятник украинской писанке1.

В последнее десятилетие начали собирать писанки и частные коллекционеры, благо что на Украине это искусство очень развито. В каждом регионе, будь то Слобожанщина, Полтавщина, Полесье, Волынь, Подолье, Карпаты (Гуцульщина, Буковина, Лемковщина, Бойковщина) или юг республики, им свойственны своя цветовая гамма, любимые сюжеты и местные способы детализации мотивов.

Но так было не всегда. В 1920–1950-х годах писанка оказалась практически забытой. Только в 1960-е годы эти изделия начали продавать на ярмарках. Правда, были случаи, когда местные милиционеры их разбивали.

Именно в эти годы работники Коломыйского музея народного искусства Гуцульщины и Покутья им. Й. Кобринского задумались, как уберечь уникальные писанки от полного исчезновения. Они начали ездить по селам и собирать уцелевшие образцы. Энтузиастом поисков стал главный хранитель этого музея Л. Кречковский. Вместе с М. Болдезюк он нашел несколько способов консервации и сохранения писанковой миниатюры. Один из методов заключается в том, что в яйце-писанке делают два отверстия (главным образом на полюсных частях), через которые выбирают белок и желток, пустую писанку наполняют расплавленным парафином или мылом. Диаметр отверстия должен быть таким, чтобы через него можно было влить подготовленную жидкую массу2.

В 1983 году городской совет города Коломыи принял решение об открытии регионального музея писанки. Работник Музея народного искусства Гуцульщины и Покутья с этого времени начали работу над тематическим и графическим планами будущей экспозиции. В 1987 году благодаря усилиям Л. Кречковского и директора музея О. Кратюк открылся первый музей «Писанка» как отдел Музея народного искусства. Подобных музеев ранее не было не только на Украине, но и в Советском Союзе. Правда, тогда экспозицию разместили в интерьере памятника гуцульской деревянной архитектуры XVI века – бывшем храме Благовещения. Музей находился там недолго, до 1990 года, тогда храм был возвращен церковной общине. В фондах и экспозиции музея собрано около трех тысяч писанок из Ивано-Франковской, Тернопольской, Черновицкой, Черкасской и Винницкой областей; с Лемкивщины, Бойкивщины, Закарпатья, а также из Воронежской области и с Кубани. Экспонировались писанки из Польши, Чехии, Словакии и других стран3. Народная художница Украины Т. Яблонская в книге отзывов записала: «Необычайный, безутомительный мир открылся мне в ваших гуцульских писанках. <…> Писанка – это вдохновение в чистом, первобытном виде»4.

Ситуация с писанками, их возрождением и исследованием изменилась в 1992 году, в Киеве был проведен первый Международный съезд писанкарей, где присутствовали мастера писанки, исследователи не только с Украины, но и из Канады, США, Германии и других стран. Участники съезда подняли вопрос об открытии в Киеве центрального музея писанки из всех регионов Украины, а также из других стран мира. Этот проект так и не был осуществлен.

Несмотря на это, в Коломые решили создать самостоятельный музей «Писанка», а не как отдел Музея народного искусства. В 2000 году, во время Международного фольклорно-этнографического фестиваля гуцулов, центром которого стал Коломый, музей был открыт. Здание по проекту ивано-франковского архитектора И. Шумана построили за сто дней. Архитектурная писанка имеет высоту 13 метров5, на ней изображен писанковый орнаментальный мотив. В экспозиции более полутора тысяч экспонатов, в коллекции музея их более 12 тысяч.

Концепцию экспозиции разработала директор музея Я. Ткачук, а над ее воплощением работали местные художники В. Андрушко и М. Ясинский6.

В центре холла находится комопзиция коломыйского скульптора Р. Захарчика «Рождение жизни» из мрамора, привезенного из Израиля.

На нем высечено изображение Божьей Матери с ребенком, протягивающим руки к свету7.

В экспозиции писанок из Винницкой, Сумской, Киевской, Херсонской и Николаевской областей выставлены миниатюры, которые народные мастера исполнили по образцам конца ХIХ – начала ХХ века. Находится здесь и воссозданная мастерицами-писанкарками О. Б илоус и З. Сташук широко известная коллекция писанок конца ХIХ века из лубенского музея Е. С каржинской. Киевские художницы в середине 1990-х годов реконструировали их по известному альбому С. Кульжинского «Описание коллекции народных писанок» (М., 1899) и в 2000 году подарили музею «Писанка». До этого коллекция более чем из двух тысяч писанок экспонировалась на разных выставках. Позже эти мастерицы изготовили серию писанок с рисунками Н. Кордубы «Писанки Галицкой Волыни» (Львов, 1899 г.)8, а также пасхальные яйца с орнаментальными мотивами трипольской культуры и передали в музей.

Музей пополняет свое собрание дарами других мастеров. Так, во время ІІ Международного съезда писанкарей (Коломый, 2000) каждому присутствующему было сделано предложение поставить автограф на большом страусином яйце традиционным восковым способом росписи писанок. Мастер-писанкарь также оставлял в дар музею несколько своих работ9.

Здесь же размещены писанки, изготовленные и подаренные музею украинцами диаспоры, из других стран. Все они имеют свои особенности в изготовлении и орнаментации. Например, на румынских «восковках» яркий и рельефный рисунок, который достигается за счет нанесения цветного воска на поверхность скорлупы яйца10.

На втором этаже в экспозиции представлены разные виды пасхальных яиц Карпат и Закарпатья – писанки, крапанки, «дряпанки», или «шкрябанки», «мальованки», крашенки, они же галунки. Самые простые и наиболее распространенные пасхальные яйца – крашенки, одноцветные и в большинстве случаев окрашенные шелухой лука. Чтобы сделать «дряпанку», нужно острым инструментом нацарапать на крашенке орнамент. Разрисованное акварельными красками яйцо называют мальованкой.

Безусловно, более интересны аутентичные орнаменты писанок Верховинщины, Косовщины, Яворовщины и др. Так, писанки сел Замагоров, Криворивня Верховинского района Ивано-Франковской области имеют светло-розовые, темно-зеленые и золотистые краски на темно-коричневом фоне. По жанровым композициям наиболее интересны работы И. Семчука из села Замагоров с изображением сценок из жизни гуцулов.

Не менее оригинальны в коллекции писанки села Космач Косовского района, одного из центров писанкарства. Местные мастера используют для росписи теплые цвета: желтый, оранжевый, красный, вишневый.

В орнаментации широко присутствуют мотивы солнышка, звездочек, коней, оленей, рыбок и др. Влияние космаческого орнамента видно на писанках из Шешор, Брустурова, Шепота, но они имеют и свои особенности орнаментации, цветного решения.

Писанкам из сел Рожнов и Кобаки Косовского района присущи больше геометризованные растительные мотивы с использованием при росписи коричневой, желтой и зеленой красок.

Буковинские писанки имеют очень простой геометрический и растительный орнаменты. Мастерицы делят поверхность яйца полосками на части и в них рисуют крупные растительные мотивы.

Среди витрин с писанками выделется та, где представлены писанки с автографами известных украинских общественных деятелей – И. Плюща, А. Кинаха, Ю. Костенко, Л. Кучмы… В. Ющенко, будучи премьер-министром Украины, сам расписал писанку традиционным восковым способом.

Музей «Писанка» стал центральным учреждением, которое занимается сбором уникального символа праздника Воскресения – писанки. Большая коллекция и разработанные сотрудниками музея методы консервации дают возможность сберечь для исследователей, потомков и посетителей музея этот вид декоративно-прикладного искусства.

 1 Загайська Р. Писанка: традиції та модерний дискурс. Львів: Апріорі, 2009. 164 с. С. 14.

2 Ивченко А. Вся Украина. К.: ГНПП “Картографія”, 2005. 656 с.

3 Клід . Диво писанкове. Тернопіль: Підручники і посібники, 2006. 64 с.

4 Колодій Н. Варіації на шкаралупі // Карпати. Туризм. Відпочинок. 2005. № 2. С. 51–53.

5 Кордуба М. Писанки Галицької Волині // Матеріали до українсько-руської етнології. Т. Львів, 1899.

6 Кульжинский С. Описание коллекции народных писанок. М., 1899.

7 Музей «Писанка» // Музеї України. 2006. № 2. С. 11.

8 Cоломченко О. В експозиції – писанки // Образотворче мистецтво. 1988. № 2. С. 17.

9 Соломченко О. Писанкарство карпатського краю // Народне мистецтвво. 1997. № 2. С. 22.

10 Соломченко О. Писанки Українських Карпат Ужгород: Карпати, 2004. 238 с.