Заполнить анкету Start

Народное искусство России

ЧТО-ТО ПОШЛО НЕ ТАК!Скорее всего, вы ввели сразу два запроса — поиск по сайту и поиск по мастерам. Определитесь, пожалуйста!
ЧТО-ТО ПОШЛО НЕ ТАК!Скорее всего, вы ввели сразу два запроса — поиск по сайту и поиск по мастерам. Определитесь, пожалуйста!
Скачать PDF этой статьиObereg_DecorArt-2013-_03-5.pdf436 K
БиблиотекаОбщая теория

Храни меня, мой талисман

Мария Загитова
Журнал «Декоративное искусство» № 3, 2013

В древности люди большое значение придавали форме, цвету и размеру оберега. Считалось, что чем ярче и сложнее конфигурация чудодейственного предмета, тем сильнее его способность привлекать к себе внимание, а значит, отвлекать злых духов от человека.

Не знаю, правда это или нет, но форма, цвет, орнамент, материал, из которого сделан любой охранный предмет, имеют большое значение. Издревле, с доисламских времен, обереги играли важную роль в жизни людей. Они верили, что есть добрые и злые духи, которые могут вредить, насылать порчу и болезни. В поисках защиты люди обращались к душам умерших предков, природным стихиям, чудодейственной силой наделяли некоторых животных и растения, антропоморфные и зооморфные фигурки из глины и камня. Нечистую силу изгоняли с помощью ритуальных обрядов и амулетов, обладавших, по мнению древних людей, сверхъестественными способностями. В качестве оберегов использовали подвески из клыков и когтей животных – быка, медведя, волка, барана. Предметами охранного значения служили также их кости и зубы, перья птиц и клочки шерсти. Образы животных исполняли роль родовых знаков – тотемов и были объектами религиозного почитания. У ряда древних племен Месопотамии, Египта, Индии и Ирана священным животным считался бык. Его изображение связывалось с идеей плодородия, преумножения стада и рода человеческого.

Для туркмен символом защиты и обороны был клык или зуб кабана (гапан диши). Особо почитали сакральную силу черепа горного козла архара. Рога животного олицетворяли мужское начало. Их считали сильно действующим средством от сглаза (гез дегмек). Подвеску-амулет из миниатюрных бараньих головок, выточенных из камня, носили на груди. До сих пор рога архара, прибитые на воротах или над входной дверью дома туркменской семьи, означают, что дом защищен от любых напастей. В XIX веке рогообразные (спиральные) мотивы туркменские ремесленники часто изображали на старинных серебряных украшениях, вышивках и ковровых орнаментах.

Аналогичные орнаменты повторяются и на современных предметах декоративно-прикладного искусства.

Чудодейственными считались камни и раковины. Эффектно смотрелось ожерелье из раковин каури вперемежку с монетами и бусинами. Каури завозили

в древние века в Среднюю Азию из Индии и Южного Ирана. Продолговатой

формы светло-коричневая ракушка позднее за схожесть с головкой змеи получила название «голова змеи» (ийлан баши) и превратилась в оберег- талисман. Возможно, магическая сила каури была связана с бытовавшим в прошлом культом змеи, широко распространенным практически у всехнародов Средней Азии.

По древним преставлениям, змея олицетворяла женское начало, была символом плодородия, играла особую роль в жизни женщин в детородный период и охраняла детей. В XIX веке ракушки вместе с амулетиками пришивали на спинку детской одежды – рубашки или накидки. А вот на шапочку обязательно прикрепляли цветную тесемку в виде пестрой змейки. Любопытно, что при отделке женского серебряного браслета билезик туркменские ювелиры в прошлом использовали кованые элементы ийлан баши в виде зубчиков. А вот гравированный орнамент след змеи (ийлан изи) и сегодня остается одним из популярных мотивов в женских ювелирных украшениях.

В древности люди большое значение придавали необычной форме, цвету и размеру оберега. Считалось, что чем ярче и сложнее конфигурация предмета, тем сильнее его способность привлекать к себе внимание, а значит, отвлекать злых духов от человека. Часто материал, из которого делали охранные предметы, превращался в объект, дающий защиту и здоровье человеку. Одним из самых необычных и сильнодействующих оберегов признавался деревянный дагдан. Его носили на груди или нашивали на одежду, прикрепляли к детской колыбели или над входной дверью, вешали на шеи животных, чаще всего коня. Дагданы из дерева были разных форм: треугольники, ромбы, елочки и даже гочак (бараний рог). В прошлом вырезали амулеты из арчи, граната, тутовника, боярышника и дерева того же названия дагдан – Каркас кавказский (Сeltus сaucasica). Этим занимались туркменские охотники и чабаны. Они же и продавали обереги всем желающим. Запрочную древесину, долгое время не поддающуюся гниению, дагдан прозвали железным деревом – демир ага. Этот вид растений крайне редок, отчего предметы, сделанные из его белой древесины, считали самыми действенными амулетами, а само растение – священным деревом (кераматлы агач). Особой энергией обладали и травы.

Даже сегодня туркмены продолжают верить в защитную силу юзэрлика (peganum harmalal), степной травы, растущей повсеместно на земле.

Букетик из этой засушенной травы обязательно висит на дверях и заборе дома или стоит в вазочке в помещении.

Вплоть до начала XIX века туркменки верили в чудодейственную силу серебряного дагдана. Это украшение-оберег по форме и орнаментике значительно отличалось от деревянного амулета. Большой дагдан использовали как подвеску на грудь. Дагданы меньшего размера пришивали на одежду детей и взрослых. Незамысловатое украшение напоминает стилизованную черепашку, некоторые образцы поражают своим сходством с распластанной лягушкой, которую в прошлом наделяли магической силой и считали

защитой от сглаза. Кроме того, образ лягушки всегда ассоциировался у древних людей на Востоке с атрибутом Анахиты, богини плодородия и воды. Можно обнаружить сходство дагдана с жуком-скарабеем, который почитался и как оберег от сглаза, и как талисман, помогающий зачать, выносить и родить ребенка.

Все туркмены верят и в защитную силу аладжа (букв. цветной, пестрый), пестрой тесьмы, привязываемой ко всем вещам: одежде, украшениям и дорогим аксессуарам, мебели, машинам, входным дверям, детским коляскам и т.д. Например, владельцы автомобилей обматывают ею руль автомобиля, вешают на боковые зеркала. Сеткой из сплетенных вместе разной толщины аладжа покрывают свадебную машину жениха и невесты. В прошлом женщины подвешивали украшения из серебра на черно-белую аладжа. Кстати аладжа бывает нескольких видов: из крашеной верблюжьей шерсти, хлопчатобумажных и синтетических нитей красного, желтого, белого и черного цветов. Из них же плетут красивые браслеты-обереги аладжа, которые носит практически все население вне зависимости от возраста, пола и социального статуса.

Цвет и элементы дизайна традиционной туркменской одежды также имеют магическое и охранное значение. Основным цветом как для женских платьев, где он преобладал, так и мужских и детских праздничных халатов был красный. Превалировал этот цвет и в ковровых изделиях. Красный цвет с древних времен считался символом жизни, энергии и огня. Кстати, и сегодня в день переезда невесты из родительского дома в семью жениха девушка надевает традиционное платье из красного шелка (гырмызы-кетени). Уберечь свою хозяйку от сглаза призваны и многие вышитые узоры на женских повседневных и праздничных халатах-накидках. Очень необычно выглядит халат с ложными рукавами – чырпы. Его поверхность сплошь покрыта цветной вышивкой из сложных витиеватых растительных орнаментов и узоров, напоминающих древние символы плодородия – гочак.

До недавнего времени огромное количество оберегов было у маленьких детей, что связывалось с повышенной детской смертностью в раннем возрасте и болезнями. Чтобы

отогнать злых духов (полагали, что именно они наносят вред здоровью безобидным малышам), детям нашивали на одежду огромное число всевозможных оберегов – монетки, деревянные и металлические пластинки, пуговицы, ракушки, дога. На ножки ребенку надевали браслетики из бубенчиков, которые при движении звенели, считалось, что это отпугивает нечисть. С возрастом на одежде детей меняли охранные предметы. Вместо простых деревянных оберегов мальчику с трех и до семи лет на спинку халата пришивали амулеты и талисманы, которые, по традиционным представлениям, помогали ребенку вырасти сильным и храбрым воином. В XIX веке таким амулетом служило украшение ок-яй из серебра или дерева в виде стилизованного натянутого лука со стрелой, у девочек амулетов и оберегов было значительно больше.

Старинные женские украшения из серебра своей красотой и блеском, необычной формой и габаритами всегда привлекали внимание. По-разному можно интерпретировать пластины нагрудного украшения – буков: с одной стороны, они похожи на волчьи головы, тотемный знак древних племен, а с другой – на зрелый плод граната, символ плодородия и материнства. Конфигурация височных подвесок адамлык напоминает антропоморфные фигурки, возможно, богини плодородия Анахиты. А вот в накосном украшении асык отчетливо проступает форма наконечника стрелы или пики. В древности колючим и режущим предметам (стрела, нож, кинжал, ножницы и т.д.) приписывали магическую силу, способную отпугивать злых духов. Эти же вещи подкладывали под подушку ребенка, чтобы оградить его от сглаза и порчи.

Архаична и геометрия ряда украшений. До первой беременности многие туркменки живот прикрывали большой ромбовидной подвеской гонджик, это талисман молодой женщины, стремящейся поскорее стать матерью. Декорировали серебряные украшения полудрагоценными камнями – сердоликом, реже бирюзой. Верили, что сердолик приносит в дом здоровье и благополучие. Бирюзу считали символом богатства, приписывали ей лечебные свойства.

С принятием ислама произошло смешение архаической и мусульманской символики. Вера в сверхъестественное могущество амулетов, как и многих древних обрядов, со временем получила надлежащее, с точки зрения духовенства, оформление. Многие магические предметы и формы, по мнению мусульманских богословов, не обладают сакральной силой, которой их наделили, однако от них не отказались, решив, что они могут оказывать влияние на человека, защищать его через молитвы и заклинания из Корана.

Мулла переписывал молитву на бумагу, ее вкладывали в амулетницу. Их формы могли быть различные: треугольные, прямоугольные и круглые, цилиндры или сумочки… Амулетницы носили на груди или нашивали на одежду, подвешивали к колыбели. У женщин амулетницы были серебряные (тумар, бозбенд, сумочки хейкель и т.д.).

Сохранилась до наших дней и традиция вешать в помещениях матерчатые треугольные амулеты дога (букв. молитва, талисман), эта форма считалась сакральной, охраняла владельца от неприятностей. Их изготавливали не только из дерева, но и из кусочков цветной ткани. Внутрь футляра закладывали изречения из Корана, соль или уголь. Дога современные не сильно отличаются от своих предшественников. Шьют их из ярких обрезков ткани – хлопка, бархата, шелка, вельвета, сукна и т.д. Иногда благопожелательную надпись или цитату из Корана пришивают нитками на лицевой стороне. Снизу треугольника размещают подвески с бусинками, имитирующими раковины каури.

Времена меняются, но изящные обереги и сейчас продаются в сувенирных лавках и на базарах и пользуются большим спросом у местного населения и туристов. Но не в каждой простой на первый взгляд безделушке можно разглядеть традицию самобытной культуры Туркменистана.