Современное лоскутное шитье - вид народного творчества, имеющий свою историю и традиции. Практически всем народам, проживавшим на территории России в XIX-XX вв., известен этот прием шитья и декорирования изделий. Экспонаты Российского этнографического музея, выполненные в лоскутной технике, – яркое тому подтверждение. Многообразие текстильных традиций явилось основой для создания самобытных лоскутных изделий: удмуртские платки, чувашские рубахи, татарские головные уборы, русские одеяла и свивальники, финские коврики, таджикские дастарханы, белорусские кисеты, азербайджанские коврики для молений, хакаские пологи, якутские чепраки, предметы интерьера нивхов. Это только отдельные штрихи лоскутного полотна, раскинувшегося от западных границ России до Дальнего Востока.
Ответ на вопрос о зарождении лоскутного шитья неоднозначен. Следует помнить, что задолго до появления в городском и крестьянском быту фабричных ситцевых тканей, из остатков которых, в силу экономической рентабельности, создавались лоскутные изделия, в культуре многих народов существовали древние практики создания из остатков материи вещей, выполнявших магико-охранительную функцию. Эта традиция существовала у тюркских народов Средней Азии (узбеков, казахов, каракалпаков, киргизов и др.), Кавказа (азербайджанцев), Среднего Поволжья (татар, башкир), Южной Сибири (хакасов, алтайцев, якутов). На ее архаичность указывает тот факт, что круг лоскутных изделий оставался неизменным и для их обозначения существовали специальные термины. В рудиментарном варианте древнюю традицию лоскутного шитья можно обнаружить в культуре славян и финно-угров. Считалось, что лоскутные вещи являлись мощными оберегами и обладали магическими свойствами. Например, путники, при переходе особенно опасных участков (горных ущелий), оставляли в качестве символической жертвы клочок своей одежды, привязав его к священному дереву. Лоскуты входили в состав жертвенных подношений языческим божествам в местах общественных или семейных молений. Эта древняя практика известна народам Сибири, Дальнего Востока, Поволжья и Приуралья, Средней Азии, Кавказа. У армян лоскутки ткани использовались как дар Святыне дома. Алтайцы подвешивали лоскутки к люльке в качестве детского оберега. А удмуртские женщины при копировании тканого или вышитого узора часто пришивали к подолам рубах, фартуков, головных полотенец в качестве оберега пучки ниток или лоскутки ткани, чтобы не сглазили умение мастерицы. Лоскутки присутствовали в системе дарообмена в ходе свадебного обряда у башкир. У народов Средней Азии, например, таджиков, было принято раздавать кусочки ткани всем присутствующим на важных событиях в общине – свадьбе, рождении младенца, похоронах глубоких стариков.
Исходя из принципа магии по сходству - подобное порождает подобное, – считалось, что множественность лоскутков влияет на то, чтобы их обладателю было обеспечено изобилие во всем: увеличивалось потомство, преумножалось имущество, плодился скот. Эти представления отражались в самом составе вещей, которые использовали в ситуациях, когда человек, как полагали, бывал наиболее уязвим для негативного воздействия: свадьба, рождение ребенка, болезнь и т.д.
В ходе обрядов свадебного цикла использовали большое количество вещей, сшитых из лоскутков. Например, у народов Средней Азии, специальной лоскутной накидкой накрывали лошадь или верблюда, на которых перевозили невесту в дом жениха. У русских в некоторых регионах также существовала традиция украшать лошадей свадебного поезда лоскутными накидками, а в качестве подстилки в повозке могли использовать коврики, сшитые из кусочков ткани. Сундук с приданым невесты накрывали специальным лоскутным ковриком – эта традиция бытовала и у русских, и у финно-угров Поволжья. Халат нивхской невесты украшался лоскутным узором в виде чешуи, символизирующей магическую защитную броню. У народов Средней Азии лоскутным пологом, отделяли ложе молодоженов. Свадебный дастархан (скатерть) также был лоскутным, в отличие от поминального, так как считалось, что его использование могло привести к увеличению смертности в общине. Полагали, что лоскутный узор, украшающий постельные принадлежности, должен был отвести от молодых "недобрые" взгляды. У калмыков, например, лоскутные подушки помещались и в головах, и в ногах спящих. В составе свадебных подарков у разных народов присутствовали лоскутные прихватки для котла, сумочки для предметов рукоделия, мешки для хранения головных уборов, кисеты.
После рождения ребенка роженицу и малыша также окружали лоскутные вещи, соединяющие утилитарную и магико-охранительную функции: занавеска, отделяющая часть жилища, где находились мать и младенец, детское одеяльце, свивальники (шитые ленты для пеленания), чепчики. Использование в разных культурах свивальников было связано, с одной стороны, с необходимостью жесткого пеленания, с другой, выполняло магико-охранительную функцию и символизировало пожелание младенцу долгой жизни. Большое значение отводилось и цвету лоскутков в изделиях. Наиболее ранние образцы шились из тканей двух цветов: белой и черной или белой и красной. Почти повсеместно красный цвет олицетворяет собой жизненную силу, здоровье, плодородие. Считалось, что желтые тона предохраняют от желтухи, синие - от коклюша.
Сакральное значение лоскутных вещей заложено и в самом узоре. Наиболее древний элемент в декоре – треугольник (амулет). Узор из полосы треугольников, часто служащий обрамлением изделия или какой-либо его части, являлся символической преградой «сглаза». Различные сочетания треугольников, квадратов и ромбов образовывали разнообразные орнаменты, являющиеся оберегами.
Лоскутное шитье, как вид рукоделия, обладает богатейшими возможностями для создания новых фактур. Можно выделить две основные группы лоскутных изделий, созданных на основе разных технологических приемов:
1) лоскутная мозаика - формообразующий прием, позволяющий создать новое полотно через соединение лоскутков в единое целое;
2) лоскутная аппликация – фактурообразующий прием, позволяющий создать особый декор путем нашивания лоскутков на ткань-основу.
Подтипами лоскутной аппликации являются так называемый прорезной лоскут (декор образуется благодаря наложению основы с вырезанным узором на контрастное полотно иногда с дополнительным обрамлением по контуру) и объемная аппликация (декор образуется лоскутками, пришитыми на основу по одному краю или по центру (т.н. «ляпачиха» (вариант «ляпочиха»; а также шитье «уголками» и ушковая техника).
В собрании Российского этнографического музея хранятся текстильные памятники, изготовленные в технике лоскутного шитья, бытовавшие в культуре народов нашей страны и сопредельных государств на протяжении двух столетий – с середины XIX до начала XXI века. Эти уникальные изделия наглядно демонстрируют, как практическая целесообразность утилитарных предметов сочетается с художественным совершенством формы и декора.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Абсаликова Ф.Ш. Игры и развлечения башкир. Уфа, 2000.
2. Колчина Е.В. Лоскутное шитье: история и география (лоскутные изделия из коллекции Российского этнографического музея)/ Мода и дизайн: исторический опыт, новые технологии// Материалы международной научной конференции. СПб., 2004.
3. Рукоделие. СПб, №2, 1994.
4. Русское лоскутное шитье. СПб, 1997.
5. Таджики Каратегина и Дарваза. Душанбе, 1970.
Иллюстрации:
Попона на верблюда свадебного каравана
Туркмены. Начало ХХ в.
Женская сумочка для предметов рукоделия
Нанайцы. 1970-е годы. Хабаровский край, Ульчский р-н.
Рубаха детская
Туркмены. Середина ХХ в. Хорезмский оазис.
Чехол парадного одеяла (фрагмент)
Азербайджанцы. Конец XIX в. Бакинская губ.