Заполнить анкету Start

Народное искусство России

ЧТО-ТО ПОШЛО НЕ ТАК!Скорее всего, вы ввели сразу два запроса — поиск по сайту и поиск по мастерам. Определитесь, пожалуйста!
ЧТО-ТО ПОШЛО НЕ ТАК!Скорее всего, вы ввели сразу два запроса — поиск по сайту и поиск по мастерам. Определитесь, пожалуйста!
БиблиотекаОбщая теория

Предпосылки развития русских художественных промыслов.

Т.М. Разина
Сборник научных трудов НИИХП, № 14, 1983

Открытие в 1810 году Мариинской системы улучшило водные транспортные пути северных регионов, строятся каналы в западных областях, в результате в 1875 году появляется первый в России Пароход. Это время стало расцветом ярмарочной торговли в России. В 1824 году в Европейской части страны насчитывалось 76 крупных ярмарок. Указ 1810 года дозволил крестьянам покупать продукцию сельского производства и продавать ее в городах, это активизировало крестьянское предпринимательство.

Так, по данным «Московских ведомостей» за 1883 г. в Ельце и его уезде насчитывается уже 13 тысяч мастериц-кружевниц. Узоры калязинского кружева очень разнообразны, их, как правило, составляют сами мастерицы, которые вдохновляются живыми цветами.

Кружевной промысел общекультурное явление – этот вид искусства впитал творчество женщин разных сословий и в пору формирования больших промыслов сохранил отчасти свой «межсословный» характер, что проявлялось и в производстве, и в потреблении кружева как городом, так и селом.

С 1815 года в деревнях активно строят новые жилища в «псевдорусском стиле» и что его создателем был не кто иной, как архитектор К.И. Росси. Сохранились его планы и чертежи «идеальной» деревни, застройка в деревнях теперь делалась по установленным правилам: украшения в виде резного ажурного орнамента в причелинах, в навесе над воротами, завершающие коньки со звездами. Общей тенденцией было нарастание декоративного убранства изб, большого количества деталей.

Сначала 19 века трудно представить себе русскую деревню без этого иногда скромного, а подчас чрезмерно затейливого, а то занимательного наивного убранства деревянных домов – пропильной резьбы. Не случайно и сегодня в селах, где стоят еще старые дома, берегут нарядные наличники, ярко красят их.

Тогда фантазии мастеров «словно сняли оковы» они осваивают новые мотивы и сюжеты, интересуются образами реальной жизни, осваивают печатную иллюстрацию, картину, рекламу и вывеску, даже мыльные обертки. Вышивальные промыслы выполняют новые формы изделий, рожденные потребностями города, и давшие новый импульс народному творчеству.

«Цветами церевни», которые можно собирать по петербургским улицам, называл троицкую игрушку А. Бенуа. Говоря о «гусарах» и «дамах», он радовался, что «они до наших дней дожили», свежие, румяные, молодые. А. Бенуа высоко оценивает деятельность Н.Д. Бартрама «по спасению» народной игрушки. Пусть лучше эти «бартрамовские» кустарные изделия украшают полки и этажерки городских гостиных, чем фальшивая дешевая «парижская» роскошь.