Заполнить анкету Start

Народное искусство России

ЧТО-ТО ПОШЛО НЕ ТАК!Скорее всего, вы ввели сразу два запроса — поиск по сайту и поиск по мастерам. Определитесь, пожалуйста!
ЧТО-ТО ПОШЛО НЕ ТАК!Скорее всего, вы ввели сразу два запроса — поиск по сайту и поиск по мастерам. Определитесь, пожалуйста!
БиблиотекаОбщая теория

Изделия с бисером

Н.А.Кузнецова
Сборник научных трудов НИИХП, № 14, 1983

Вещи, декорированные бисером, явились одним из нововведений послепетровского времени. Из бисера и стекляруса в XVIII веке создавали монументальные панно и небольшие картины. В них можно видеть подобие живописному произведению, однако такие изображения отличались большой мерой условности. В них рисунок создавался с помощью различных сортов стеклянных бусин и трубочек. Благодаря необычности материала бисерные вещи сохраняют экзотический оттенок и в последующее время. В них всегда есть момент игры, изысканной затеи. Сюжеты бисерного шитья и в XIX веке остаются весьма экзотичными. Время создания наиболее совершенных городских бисерных вещей – I-я треть XIX века. Пример, парные бисерные подсвечники из музея М.Ю. Лермонтова в Тарханах. Цилиндрическая поверхность подсвечника украшена бисером – изображением вьющейся гирлянды из листьев и цветов, спирально обвивающей чуть сужающийся вверх объем. Таким же образом I-й половины XIX века декорировались бисером популярные тогда чубуки.

В бисерных изделиях неизменно повторяются пасторальные мотивы, тихие пейзажи, уединенные беседки, изображения играющих детей, молодых женщин у цветущего куста роз и т.п.

Сентиментализм с его культом тонких переживаний и тихих семейных радостей соответствовал распространенным сюжетам бисерного шитья. Их отличала легкость и занимательность рассказа, мелкие детали, предназначенные для долгого рассматривания, композиция миниатюрность требующая особого внимания зрителя – все это уживается с сувенирным характером многих вещей, украшенных бисером. Бисером шили все сами помещицы, почти в каждом имении были и «девичьи» – своего рода мастерские для всевозможных рукодельных работ. Иногда в них делали вещи также и на продажу.

Русские крестьянские бисерные предметы связаны с народной праздничной одеждой. В этой среде бисер был органичен, использовался экономно для какой-либо части головного убора, например, для ажурных воланов «решеток» однорогих каргопольских кокошников; они обрамляли лицо, создавали его своеобразную «жемчужную» оправу.

Крестьянки низали бисер на нить или конский волос и плели из них разные нагрудные украшения, ажурные воротники, оторочки, бахромки, длинные узорные ленты, носившиеся на шее, нагрудные бисерные ленты – гайтаны, бисерные позатыльники кичкообразных головных уборов.

Бисер вводили в вышивку в виде объемного и цветового акцента. В русском народном искусстве бисер выступает в совершенно иной роли, нежели в усадебном и городском быту. Сплошное шитье бисером лишь иногда, в редких случаях, применяется в народных вышивках. Обычно же каждая бисеринка хорошо обозрима и является своеобразным модулем узора плетения, объемным акцентом, ритмически повторенным на поверхности.

Декоративные бисерные предметы в народной одежде всегда выступают с другими материалами, каждый из которых отличается от другого цветом и фактурой. Бисерные украшения составляют крестьянском костюме своего рода подвижный «шумящий» слой создает своеобразную пространственную среду многослойного костюма. Интересно отметить тот факт, что традиционный крестьянский бисер остался чуждым всей этой стихии цветочных форм городского бисера. На всем протяжении ХIХ века он сохраняет строгость геометрического орнамента, с его ясными и четкими ритмами, роднящими это искусство с крестьянским ткачеством, вышивками цветной перевитью.