Появление во 2-й половине века на рынках Скопина, а затем Рязани, Москвы, Петербурга скопинских декоративных фигурных сосудов и скульптуры было неожиданным. Они привлекли к себе внимание причудливостью сюжетики, форм, орнаментального убранства.
Фантазии, смелость в построении сложных форм, виртуозность лепки выделяют творчество скопинских мастеров. Их вещи как бы противопоставляют себя привычным, распространенным в России бытовым изделиям с спокойной пластикой, умеренным строгим декором.
Еще в начале ХХ века главным предметом скопинского гончарного производства оставалась утилитарная посуда, а «фигуры» выполняли некоторые наиболее искусные и предприимчивые гончары.
Появление фигурных изделий было связано с расширением рынка сбыта. Скопинцы стали готовить партии декоративных изделий специально для больших ярмарок: в Рязань их возили к Петрову и Иванову дню, в Москву – к маслянице и вербной неделе, продавали в Охотном ряду, на Грибном рынке, на Болотной площади, у Большого Каменного моста.
Фигурные изделия стали приобретать известные и коллекционеры – П.И. Щукин, А.А. Бахрушин. Рассказывают, что князь Голицын скупил целую партию вещей, расставляя большие, выполненные по специальному заказу «фигуры» в зелени своего сада.