Заполнить анкету Start

Народное искусство России

ЧТО-ТО ПОШЛО НЕ ТАК!Скорее всего, вы ввели сразу два запроса — поиск по сайту и поиск по мастерам. Определитесь, пожалуйста!
ЧТО-ТО ПОШЛО НЕ ТАК!Скорее всего, вы ввели сразу два запроса — поиск по сайту и поиск по мастерам. Определитесь, пожалуйста!
БиблиотекаО текстиле

Безворсовый ковер ХIX – XX вв.

Э.Н. Ташлицкая
Сборник научных трудов НИИХП, № 7, 1973

Известный исследователь культуры народов Кавказа Е.М. Шиллинг отмечал, что «…из прочих тканей Дагестана следует указать на двухсторонние кумыкские паласы хорошего качества и рисунка, так называемые «думи».

Интересен обычай каякентских кумыков завешивать коврами ниши и часть стен в комнате. Простейшие безворсовые ковры сами каякентские кумыки называют паласами «туз» (прямой палас).

Назначение паласов «туз» у каякентских кумыков очень разнообразно: на них сушат зерно, выполняют различные домашние работы. Паласы «туз» стелят на пол в той части жилого помещения, где постоянно находятся члены семьи.

Выполняются паласы типа «туз» не на вертикальных станках, как основная масса каякентских паласов, а на маленьком горизонтальном станке. Их ткут в виде полос шириной в 40 – 50 см и сшивают в большие многоцветные широкие полотна.

Узор традиционного паласа «туз», выполненного мастерицей селения Каякент Айханум Тагировой, строится на ритмическом чередовании широких и узких полос. В целом колорит паласа красновато-охристый, ширина узора – около 60 см (соответственно ширине станка). Обрамляющей каймы нет, что дает возможность, мысленно продолжать узор.

Элементами узора могут быть только геометризованные орнаментальные формы.

Излюбленным приемом у каякентских кумыков, как и других народностей Дагестана, является противопоставление цветовых масс. Цветные и белые обводки элементов узора также усиливают цветовую контрастность. Каякентские мастерицы окаймляют не весь узор ковра, а в основном только определенные орнаментальные ступенчатые формы. Так, каякентская мастерица создает впечатление, что узор стремится продолжить свое движение в продольном направлении, за пределы поперечных полос.

Своеобразное применение обводок отдельных элементов узора, его композиции и колорит свидетельствуют о громадном опыте каякентских ковровщиц.

При сохранении внешней начертательной формы народного каякентского узора в наше время происходит постоянное переосмысление старых узоров, изменение смыслового их значения.