Заполнить анкету Start

Народное искусство России

ЧТО-ТО ПОШЛО НЕ ТАК!Скорее всего, вы ввели сразу два запроса — поиск по сайту и поиск по мастерам. Определитесь, пожалуйста!
ЧТО-ТО ПОШЛО НЕ ТАК!Скорее всего, вы ввели сразу два запроса — поиск по сайту и поиск по мастерам. Определитесь, пожалуйста!
БиблиотекаОбщая теория

Художественная эмаль

А.А. Пупарев
Книга "Художественная эмаль", 1948

Искусство нанесения эмали (или финифти) – цветного стекловидного покрова, украшающего металлические изделия, известно с очень отдаленных времен. Сохранившаяся мастерская эмальера, погибшего в 13 веке во время татарского нашествия, свидетельствует о высокой русской эмальерной культуре уже в ту эпоху.

В эпоху рецепты составов цветного эмалевого сплава держались в строжайшем секрете. Это нередко приводило к тому, что после смерти специалиста приходилось заново изобретать эти составы.

В настоящее время различают 6 видов эмалей, имеющих свою терминологию и характерные технические особенности: 1) эмаль со сканью, 2) эмаль обронная или выемчатая, 3) эмаль перегородчатая (гладь), 4) эмаль просвечивающая (оконная), 5) эмаль сквозная или прозрачная, 6) эмаль расписная или живописная.

В настоящее время металлы, на которых работают эмалью – это серебро, медь и в редких случаях золото. Сплав (проба) металла имеет большое значение: с некоторых сплавов эмаль откалывается – «летит», другие сплавы «горят», то есть плавятся раньше, чем наложенная эмаль. Наиболее пригодный сплав под эмаль: золото чистое – 56 частей, серебро-лом (бывшее в работе) 875 пробы – 40 частей.

Серебро, применяемое под эмаль, должно быть не ниже 916 пробы, серебро 875 пробы е выдерживает температуры плавления эмали, начинает «гореть». Под эмаль применяется также чистая красная медь.

Мастера по скани в настоящее время делятся на две группы: сканщиков и филигранщиков. Сканщики – мастера высшей квалификации. Сканщик должен уметь не только набирать скань, но и «читать» рисунок, передавать рельеф. Филигранщики набирают сканью контур рисунка, заполняя его эмалью, работают преимущественно по посуде (ковши, братины, всевозможные коробочки, портсигары).

Контур рисунка на металл наносят чернилами, тушью, копиром, затем устанавливают по рисунку перегородки, на металле остается только сканный набор. Затем пластинку кладут на леткал – березовый уголь. Вначале прогревают пластину, затем разгоняют припой сильным, более острым пламенем. Дав пластине остыть после пайки, отбеливают в растворе соляной кислоты, просушивают и пускают под эмаль. Существует вид набора скани без припайки.

Раскладка эмалей, как по филиграни, так и по глади, производится одинаково. Эмалевую кашицу переносят на вещь, разгоняя по гнезду тонким ровным слоем так, чтобы толщина эмалевого слоя была везде одинаковой и чтобы эмалевая кашица не набегала на стенки перегородок (скани). В зависимости от выполняемой вещи высота скани берется различная. Промазав пластину тонким слоем эмали все места, где должна быть краска, ставят в жар муфеля и следят за плавлением эмали. Как только заметят, что эмаль начала собираться в бугорки и заблестела, сейчас же вынимают вещь, дают ей остыть и снова покрывают эмалью. Вынув вещь из муфеля, снова покрывают ее эмалью различных тонов и ставят в муфель, давая сильный жар; там держат ее до тех пор, пока эмаль не разольется ровным блестящим слоем и не проникают во все уголки сканного набора.

В 19 веке и начале 20 применялась еще роспись (штрихами) по припущенной эмали живописными красками. При таком способе эмалевые пятна на пластине кажутся накладными.

 

Перегородчатая эмаль

Финифть ничем не отличается составом от перегородчатой эмали, представляет совершенно иную техническую обработку. В этой технике мы видим перегородки, поставленные на ребро, и припаянные к лотку жгутики скани, только не из сученой, а из гладкой тонкой проволоки. Эмалевый порошок при этой технике насыпался в сравнительно небольшом количестве, чтобы при расплавлении он только покрыл поверхность лоточка, не заполняя его до верха.

Главное отличие получающейся здесь финифти от эмали в том, что порошок насыпается мелко и только один раз, так что расплавленный слой не поднимается до краев перегородочек.

В перегородчатых эмалях применяют и живопись, для чего между перегородками припускают белую эмаль обычными приемами эмалевой живописи и расписывают.

 

Обронная или выемчатая эмаль

Работы имеют вид набора цветного стекла, укрепленного на металле. Способом укрепления эмали были оставленные в гнездах небольшие штифтики или поднятые со дна углубления штрихи (заусенцев), отчего как в первом, так и во втором случае на эмалевой поверхности образовывались металлические точки.

Производство обронной эмали в России не получило широкого развития и только в 90-х годах 19 века по типу обронных работ появляются покрытые эмалью вещи, выполненные в мастерских Строгановского центрального художественно-промышленного училища в Москве, а также в мастерской Тенишевой в Смоленске.

 

Прозрачная эмаль (оконная)

При этих работах лобзиком выпиливают ажур из металла. Крупные пролеты расцвечивают прозрачной эмалью путем нескольких нагреваний постепенно заполняя промежутки.

 

Просвечивающая эмаль

С развитием живописи, художников эмальеров перестает удовлетворять однотонная передача лица, складок и т.п. и они начинают искать приемы, которые помогли бы ближе подойти к живописи. Этот период исканий длился до 17 века, до появления живописи по эмали. Для нее при помощи чекана на металле поднимали невысокий рельеф, например, детально обработанное лицо, складки и т.п. Затем весь рельеф покрывали цветными прозрачными эмалями и обжигали. После обжига на высоких местах эмалевый слой ложился тоньше и металл больше просвечивает, чем на низких; в углублениях же, где краска, стекая густым слоем, закрывает металл, особенно происходит игра света и теней.

Имеется еще один вид просвечивающей, так называемой лиможской эмали. Техника ее такова. Пластинке придают выпуклую форму и покрывают с обеих сторон эмалью. На обратную сторону пластины обыкновенно для контр-эмали накладывают бесцветную прозрачную эмаль, чтобы было видно какого металла сделана пластина.

 

Живопись

Желание эмальеров передавать в своих работах произведения художников-живописцев привело в эпоху Возрождения к тому, что мастера-эмальеры начали на пластину красной меди наносить довольно толстый слой синей, коричневой или черной эмали. Процесс передачи света и тени был основан на степени просвечивания фона.

 

Техника живописи по эмали

Техника живописи по эмали подобна акварельной – ее ведут от слабых тонов к более темным. Это делается потому, что живописные эмалевые краски прозрачны и при дальнейшей прописке нижний тон будет просвечивать сквозь верхний.

Живопись по эмали (финифти) впервые появляются в 1781 году, когда при Академии художеств учреждается «живописный, на финифти миниатюрный класс». Миниатюрная финифтяная живопись возникла в Петербурге, затем эта живопись перешла в Ростов Великий – Ярославский, где впоследствии образовались поколения прекрасных художников-финифтянщиков.

 В 17 веке в Соль-Вычегодске уже высоко стояло финифтяное дело; о сольвычегодских мастерах впервые упоминается в 1653 году. В 1759 году Великий Устюг обращается в Соль-Вычегодск с просьбой о передаче мастеров финифтянщиков «для размножения и приведения того художества в наилучшее совершенство, употребляя для того пристойные способы». В 18 веке финифтяное искусство в Великом Устюге было на большой высоте. Во второй половине 18 века в Великом Устюге имелась уже фабрика. К началу 19 века осталось всего 30 мастеров, а к концу 19 века – только один мастер – Кошков. После Великой Октябрьской социалистической революции в Великом Устюге организовалась артель «Северная чернь». Мастер черчения по серебру М.И. Чирков обучил группу учеников.

Ростовская финифть (миниатюрная живопись) известна с 40-х годов 18 века. Однако в начале 20 века промысел финифти в Ростове начал замирать. При советской власти началось его возрождение. В это время в Ростове был всего один мастер-финифтянщик Александр Алексеевич Назаров, на долю которого выпала честь поддержать угасавший промысел. Старый мастер организовал обучение молодых. Была создана ростовская артель финифти «Возрождение».

Во второй половине 17 века в районе с. Красное зародился ювелирный промысел. В начале 20 века красносельский ювелирный промысел стал приходить в упадок. После революции в Красном начинается подлинный расцвет народного искусства. В 1938 году здесь было 8 промысловых артелей, а в 1941 год