До ХVIII века в России изготовлялись рельефные изразцы. Во второй половине ХVII века на смену терракотовые и муравленым изразцам с сюжетными и орнаментальными мотивами приходят многоцветные эмалевые изразцы, которые носили в основном орнаментальный характер и чаще всего использовались как составные части крупного «многокафельного» рисунка. Однако с ХVII века изразцы постепенно теряют свою роль во внешнем архитектурном убранстве и сохраняются лишь в интерьере для украшения печей. При этом расчет на близкое и обстоятельное рассматривание повлек за собой размещение всего рельефного узора на плоскости одного изразца, а затем преимущественное использование сюжетные композиции, которые постепенно вытесняют рельефные изображения.
На первых порах русские мастера-изразечники копировали голландские образцы. Из обширной тематики голландских привозных плиток мастера выбирает только созвучные своим представлениям мотивы, разнообразные картины повседневного быта, изображения зверей и птиц, с характерным для народного искусства «очеловечиванием» птиц и зверей.
В концепции голландских художников просматривается понимание человека как меры всех вещей. Содержание русских изразцовых росписей, отражает идею единства мира, природы и человека.
Особенности передачи пространства в русских изразцах обусловили иную архитектонику росписи. Каждое изображение выносится на передний план, как это нередко встречается в древнерусской иконописи. Это удерживает изображение на поверхности.
Русские мастера-изразечники совместили традиционное для народного творчества графическое начало с живописной манерой, привнесенной искусством нового времени.