Заполнить анкету Start

Народное искусство России

ЧТО-ТО ПОШЛО НЕ ТАК!Скорее всего, вы ввели сразу два запроса — поиск по сайту и поиск по мастерам. Определитесь, пожалуйста!
ЧТО-ТО ПОШЛО НЕ ТАК!Скорее всего, вы ввели сразу два запроса — поиск по сайту и поиск по мастерам. Определитесь, пожалуйста!
БиблиотекаО глине

Мастера филимоновской игрушки

А.Н. Фрумкин
Сборник научных трудов НИИХП, №7, 1973

В деревне Филимоново Одоевского района Тульской области в 60-е годы была организована мастерская по производству керамической игрушки на основе местного старинного промысла. В мастерскую поступили работать несколько потомственных мастериц-игрушечниц приблизительно одного возраста (почти всем около 60 лет).

Зарождение гончарного ремесла местное предание относит к ХVI в, связывая происхождение названия деревни с именем горшечника Филимона, якобы переселенного сюда женой князя Ивана Михайловича Воротынского Анастасией. Он и положил начало гончарству в этих местах. Предание это до некоторой степени исторично.

Первые письменные известия об этом относятся ко второй половине ХIХ века. В 60 – 70-х годах ХIХ века, вероятно, и сложился в основном облик филимоновских игрушек в том виде, в каком они дошли до наших дней. Об этом свидетельствует форма головных уборов, наиболее часто встречающаяся на филимоновских «барынях» и «солдатах». Подобные женские шляпки, часто островерхние или увенчанные пером, вошли в моду и распространились в России в конце 50 – начале 60-х годов. Полюбившиеся филимоновским мастерицам эти шляпки были слегка видоизменены, как бы примяты, для удобства и быстроты лепки. Удобством лепки и отдаленным сходством с цилиндрами можно объяснить и то, что точно такие шляпки надевались и на «солдат».

Игрушки лепили женщины Филимонова. Работать начинали девочки с 7 – 8 лет. Лепили свистульки в свободное от сельских работ время, с масляной недели до покосов. Для ярмарок готовили игрушку, особенно старательно, большого размера, с нарядной росписью и разнообразных сюжетов.

Характерной особенностью филимоновских игрушек, придающей им чисто местное своеобразие, являются вытянутые пропорции фигурок. Особенность эта обусловлена не столько особым художественным видением мастериц, сколько специфическими свойствами глины. Местная глина, так называемая синика (из-за ее природного иссиня-черного цвета) отличается повышенной жирностью и пластичностью по сравнению с обычной горшечной глиной, из которой лепили игрушки в Вятке, Каргополе и других местностях. Во время просушки фигурок перед обжигом глина «садится» и трескается и мастерицами приходится несколько раз вылепленные игрушки «подтягивать» и проглаживать. От этого фигурки «барынь» изящно удлиняются. Но опорные части – ноги животных и «солдат» – наоборот, коротки, иначе они бы не выдержали массы игрушки.

Лепили игрушки руками, не применяя никаких приспособлений. Несколько дней сушили в протопленной избе, после чего обжигали в специальных, устроенных в земле гончарных горнах. После обжига расписывали, разводя краску яйцом.

В 60-е годы стали модны многофигурные композиции, вроде «всадника», «солдата с петухом или индюком», «умыкание невесты» и «чаепития», выполняют фигуры по отдельности и механически соединяются. Мастерицам нравится сам процесс многословного творчества.

В XIX – начале XX века когда промысел филимоновской игрушки был в расцвете и был массовым, личное творчество мастериц подавлялось быстротою производства. Лишь для весенней ярмарки, Егорьевской в г. Одоеве, отдельные мастерицы (не все умели) лепили игрушку «побогаче», вкладывали в нее всю выдумку, стараясь перещеголять соседку. Игрушки-сувенира требует от каждой мастерицы постоянного творческого поиска.

В творчестве одной из самых талантливых мастериц А.Ф. Масленниковой сохранилось в наибольшей чистоте очарование старой игрушки. Ее фигурки соответствуют размерам ладони.

Лепка маховая, быстрота приемов лепки, связанная раньше с массовым характером производства, часто рождает неожиданные эффекты сообщающие фигуркам особую живописность: случайные повороты и наклоны головы, припадающие на одну ногу животные и тому подобное, отличающееся рукотворное искусство.

Александра Ивановна Князева, филимоновская мастерица продолжала работать до глубокой старости. Творчество ее тоже очень традиционно. Лепит она фигурки небольшие, расписывает просто, не любит резких анилиновых цветов, и всегда смягчает их. Олени и козы – ее любимые персонажи – удаются ей лучше других. Она делает им особенно длинные шеи, тонкие и суживающиеся кверху. Головы животных, всегда сознательно склоненные набок, венчают длинные красиво изогнутые рога.

Анна Иосифовна Дербенева. Сочиненная Дербеневой «любота» (жених и невеста) очень полюбилась мастерицам и сейчас прочно вошла в производство.

Пелагея Григорьевна Масленникова лепит только маленькие фигурки животных: собачек, коз, лошадей. Как в детстве выучили ее делать свистульки, так, ничего не придумывая, не фантазируя, выполняла она их. Пелагея Григорьевна – одна из немногих мастериц, создавала игрушку промысловую, массовую, качества которой определяются быстротой производства.

За время работы мастерской в Филимоново в ней были две ученицы. Одна из них ремеслу выучилась сносно, но художницей не стала. Более способной оказалась Галина Кузнецова. Она училась у А.И. Дербеневой и А.Ф. Масленниковой и подавала большие надежды, но вскоре уволилась.

Как показал опыт, девушки, приехавших в Филимоново издалека, не получившие навыков традиционного мастерства по наследству от матери или бабки, выучиться игрушечному ремеслу могут. При известном старании, усидчивости и желании, не претендуя на заманчивое звание художницы, можно стать хорошей мастерицей.