Заполнить анкету Start

Народное искусство России

ЧТО-ТО ПОШЛО НЕ ТАК!Скорее всего, вы ввели сразу два запроса — поиск по сайту и поиск по мастерам. Определитесь, пожалуйста!
ЧТО-ТО ПОШЛО НЕ ТАК!Скорее всего, вы ввели сразу два запроса — поиск по сайту и поиск по мастерам. Определитесь, пожалуйста!
БиблиотекаОбщая теория

Образная символика в произведениях народного творчества

Н.М. Ведерникова
Сборник научных трудов НИИХП, № 25, 1988

Символика деревянной резьбы имела обережную функцию. Так, изображение креста и круга устойчиво символизировало солнце, ромб с точкой посередине – засеянное поле и так далее. Фантастическими существа означали различные божества. Например, за образом русалки стояло водяное женское божество, к нему обращались, когда нужен был дождь. Этот образ устойчиво вошел в праздники, связанные с культом растительности. Изображение русалок можно видеть на славянских изделиях 13 века и значительно более поздних – деревянной резьбе Поволжья 19 века.

Древняя символика образов и их заклинательный характер имеет ясно читаемую магическую функцию, содействует обильному урожаю и приплоду скота.

Конь был символом солнца, посланцем неба, но с развитием скотоводчества и земледелия этот образ все больше связывался с аграрным культом. Теперь он осмысливается как друг, помощник человека, символизирует идею верности, надежности, более явно стала проступать и его эстетическая оценка. В фольклоре за ним закрепляется эпитет «добрый» (т.е. хороший, надежный). Его прежняя солярная символика еще проступает в некоторых орнаментальных композициях (с древом жизни), в огненной окраске (в росписях), его небесной устремленности (в коньках на крестьянских избах). Изображение лебедя было символом невесты.

В вышивке, как правило, символы пользуются в их единственном значении, связанном с выражением положительных эмоций.

Исследователи наблюдая развитие одного из древнейших мотивов – древа жизни с предстоящими женским фигурами, отмечают, что «развитие орнаментальности в вышивках древнего извода в результате их длительной переработки приводило к усилению декоративности за счет нарушения прежнего содержания сюжета». Женская фигура утрачивала прежнюю строгую торжественность позы, а деревья представлялись с пышной листвой… Перед нами обычная прогулка по саду». Образ-символ переходит в поэтическую картину.

Исследуя геометрический стиль русского искусства, В.М. Василенко отмечает, что его развитие шло по линии усложнения древних орнаментальных фигур (ромба, треугольников, квадратов, прямых и изломанных линий) в бесконечные изменения.

Птица теперь воплощает собой красоту природы, она – вестница тепла, весны, лета, урожая; она – это символ воли. Утка с утятами символизирует семью, пава – величавость, горделивость; образ сокола воплощает смелость, стремительность, становится символом молодца, в свадебных песнях – жениха.

А.Н. Веселовский отмечая усиливающуюся «растяжимость» символического образа. Он писал: «Символ растяжим, как растяжимо слово для новых откровений».

В народном прикладном искусстве художественный образ также «растяжим», так как способен образовывать производные от него сюжетные мотивы и соответственно принимать все новые значения. Так, птица дает такие типичные композиции, как спаренные птицы, птицы на дереве, птица среди цветов, на крыше, в руках женщины.

Отдельные образы выступают как часть целого, способствуя тем самым еще большему обобщению смысла, заложенного в каждом из образов, и, вместе с тем, усиливая художественную выразительность произведения.

Несомненна связь цвета с символикой. Так, противопоставление белого (красного) и черного имеет очень древнюю основу и определено противопоставляет жизнь и смерть, день и ночь, тепло и холод. Преобладание в вышивках, ткачестве и росписи ярких цветов и их сочетаний является доказательством жизнеутверждающей сущности народного искусства.

Становление образной системы проходило не только в ее пополнении, но и в отказе от некоторых образов-символов. Так, забылся смысл образа змея как мифологического персонажа, олицетворявшего молнию, грозовую тучу. Народное прикладное искусство не приняло его новую трактовку, утвердившуюся в произведениях фольклора (былинах, сказках), в которых змей выступает символом вредоносных сил, противостоящих человеку. «В изобразительном фольклоре, – отмечает В.М. Василенко, нет никогда птицы печали Алконоста, его прочно изгоняет мастер из своего искусства (он может говорить только о хорошем), нет у него и птицы вещей Гамаюна. Почему? Потому что тревожному, загадочному в его творчестве нет места, в нем уже все дано, все заранее известно: в нем царствует ад и радость».

Лев, барс, единорог в изделиях народных мастеров в сущности воплощают некое фантастическое существо. Видимо, стремлением придать изображению еще большую фантастичность определено и контаминирование образов, когда в одной фигуре слиты лев и барс, лев и конь. Совместная еда, сидение за столом символизируют единение; переход через реку, охота, стрельба – сватовство; распахивание луга, прополка огорода – любовь. Некоторые их этих символических ситуаций очень древни, другие стали образами-символами сравнительно поздно.

Сюжетные мотивы теряют символическую значимость, приближаясь к бытовому рассказу. Здесь нет картин грусти, печали, тяжелого крестьянского труда. Каждая бытовая сцена представлена в романтически приподнятом стиле. Происходит переосмысление древних сюжетных композиций, они наполняются их новым содержанием. Так, в сценах «охоты угадывается традиционная композиционная схема «древа жизни с предстоящими всадниками».

Производственная сторона народного искусства принципиально связана с воспроизводством традиционных форм традиционными же средствами, то есть с повторением, оно является способом накопления, закрепления и передачи устойчивых стилевых признаков; средством обучения и повышения уровня мастерства; основой создания стилистического единства изделий промысла; базой сохранения навыков ручного труда в художественном ремесле. На достаточно высоком художественном уровне повторение обеспечивает сохранение и совершенствование художественно-техническоого приема.

Вариантность признана одной из коренных особенностей народного творчества. Ее функционирование в декоративном искусстве связано с ручным трудом и является источником многообразия фигуры художественной традиции. При отсутствии в традиционном искусстве исходного образца, эталона, сохраняющего целостный образ вещи, эту роль берет на себя совокупность ее бесчисленных вариантов, множество ее образов. Эта совокупность представляет целостное понятие о вещи, заложенное в традиции. При этом отдельный вариант отражает личностную интерпретацию этого понятия, будучи вполне законченным произведением, способным существовать в художественном отношении и вне этой совокупности. Но восприятие варианта в его единичном качестве все же предполагает мысленный охват целого ряда подобных ему предметов, сравнение и общую эстетическую оценку. В этом заключается важный сущностный аспект вариантности.

Понятие варианта констатирует наличие предметов одного типологического яда, имеющих характерные индивидуальные признаки.