Заполнить анкету Start

Народное искусство России

ЧТО-ТО ПОШЛО НЕ ТАК!Скорее всего, вы ввели сразу два запроса — поиск по сайту и поиск по мастерам. Определитесь, пожалуйста!
ЧТО-ТО ПОШЛО НЕ ТАК!Скорее всего, вы ввели сразу два запроса — поиск по сайту и поиск по мастерам. Определитесь, пожалуйста!
БиблиотекаОбщая теория

Искусство чукчей, эскимосов и коряков

Т.Б. Митлянская
Сборник научных трудов НИИХП, № 11, 1981

Эскимосы издавна занимались украшением бытовых изделий резьбой.

Так, известны эскимосские ритуальные весла и скамейки байдар украшенные изображениями, сплошь залитыми цветом. В 1931 году в Уэлене – поселке, в котором издавна селились чукчи и эскимосы, была организована костерезная мастерская, объединившая впоследствии резчиков, граверов, мастеров из нескольких поселков Чукотского побережья – Нунямо, Лаврентия, Наукана, Дежнева. Среди первых мастеров, пришедших в мастерскую – резчики А. Тымнетагин, Г. Татор, В. Теюин, М. Теркие и В. Эргиро.

Кроме скульптурных композиций из клыка моржа резчики выполняют и своеобразные панно в технике рельефной резьбы. Сюжетные мотивы: охота с лодки на кита, моржи на лежбище – обычны для гравированных композиций на клыке моржа. Известный мастер гравировки – заслуженный художник РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина Вера Эмкуль.

Скелетная кость морского зверя не обладает теми декоративными качествами, какие свойственны клыку моржа. Она имеет пористую фактуру и, как правило, не полируется. Поэтому специфические качества нового материала потребовали и новых приемов его художественной обработки.

Искусство сюжетной гравировки – явление позднее, сформировавшееся в самостоятельное художественное направление в 20 – 30-е годы. В гравировке получили признание работы Лауреата Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина В. Ермыкаин. Украшают традиционную одежду вышивкой оленьим волосом которая комбинируется часто с высоким рельефным швом из кожи, аппликацией и другими декоративными швами.

Накладные швы из оленьего волоса находят применение в декоративном оформлении одежды, перчаток, сумок и других предметов.

Ровдугу и шкуры для своих изделий коряки красили ольховой корой. Кору предварительно дробили на мелкие кусочки, настаивали в моче 2 – 3 дня и затем натирали ею мездру шкуры руками.

Нашивание заплаток на кожу является не только одним из обязательных технических процессов, но художественным приемом создания простейшего орнаментального узора. Коряки охотно украшают свою одежду кисточками – меховыми подвесками. Шитье бисером, которое в последнее время получило особенно большое распространение. Существуют две техники шитья бисером: нашивная и низаная.

Традиционный костюм коряков, чукчей и ительменов  - глухая одежда из меха, которую носят зимой в условиях кочевки за табуном оленей. Такая одинарная одежда – шерстью внутрь, называется «гагаглей».

В декоре изделий мехом наружу – кухлянке главную роль играют природные цветовые свойства материала, умение сшить несколько кусков оленьей шкуры таким образом, чтобы шов был совсем незаметен, будто все изделие сделано из одной цельной шкуры.

Вся кухлянка в целом как бы представляет собой овеществленную метафору, ассоциируется с образом птицы.

Опуваны кухлянок, низы рукавов и штанин женских комбинезонов и мужских штанов – «конайтэ» обычно украшает меховая мозаика с геометрическим орнаментом.