Производство изразцов достигло особого расцвета в середине ХVII века. В ХVIII века изразцы с разнообразной красочной сюжетной росписью используют для облицовки печей. ХVII век. Этот период – переходный от неглазурованных «красных» изразцов к многоцветной майолике. Рельефные сюжетные изображения, выполненные в красной (после обжига) глине, стали покрывать зеленой глазурью, которая не только украшала изразец, но и хорошо предохраняла пористый черепок от проникновения пыли.
Подобные изразцы применялись для облицовки печей и в редких случаях – фасадов зданий.
На рубеже XVII – ХVIII веков происходит постепенный переход о рельефной майолики к живописной, появляются печные изразцы, украшенные одновременно и рельефом и росписью.
По указу Петра I русские керамисты в начале ХVIII века в Истре начали копировать шведские и голландские образцы: бело-синие кафли, на которых изображались главным образом идиллические сценки, нередко в модном в то время китайском стиле. Русские гончары, беря за образцы искусство Запада, внесли роспись изразцов значительные изменения в соответствии с традициями национального мастерства.
В 40-е годы XIX века повышается интерес к национальной культуре прошлого, собираются и изучаются памятники старины. В 60-е годы становится модным подражание древнерусским памятникам, возникает попытка возрождения архитектурной керамики ХVII века с ее многоцветностью и жизнерадостностью. Это направление справедливо носит название псевдорусского.
На рубеже XIX – ХХ веко попытки подражания искусству прошлого постепенно сменяются модернистической стилизацией древнерусских мотивов.
В декоративном искусстве модерна подражание национальному искусству выражается в нарочитой грубоватости и примитивности форм, как бы передающих народную непосредственность и наивность.