Заполнить анкету Start

Народное искусство России

ЧТО-ТО ПОШЛО НЕ ТАК!Скорее всего, вы ввели сразу два запроса — поиск по сайту и поиск по мастерам. Определитесь, пожалуйста!
ЧТО-ТО ПОШЛО НЕ ТАК!Скорее всего, вы ввели сразу два запроса — поиск по сайту и поиск по мастерам. Определитесь, пожалуйста!
БиблиотекаО глине

Содержание и форма в старом и новом искусстве Гжели

Р.Р. Мусина
Сборник научных трудов НИИХП, № 25, 1988

В конце 18 века гребенщиковское производство гжели, керамики, получило новый толчок к развитию этого старинного центра. Гребенщиковская майолика была полностью переосмыслена местными мастерами. Его запоздалая барочная стилистика оказалась созвучна гжельским мастерам, их пластическому чувству. В этот период многие изделия еще делаются составными, отдельные части вытягивают на гончарном круге. Скульптурные украшения выполняют вручную или оттискивают в формах. Окончательную ручную доводку делали при их компоновке отдельных деталей и этот процесс снимал ощущение наборности, механистичности. Здесь отчетливо проступала высокая пластическая культура гжельских керамистов.

Стилистики гжельской фарфоровой скульптуры имела в основе уже сложившиеся принципы фарфоровой пластики, известной местным мастерам по многочисленным изделиям заводов Гарднера и Попова.

В фарфоровых скульптурках гжельцев больше детальной разработки, но ровная «заливка» выявляет в них манеру письма примитива, наивного искусства, в ряду которого гжельская пластика конца 19 века занимал заметное место. Как только Гжель «выпадала» из поля активных внешних влияний, это искусство сразу возвращалось к первозданной непосредственности.

Современное прочтение пластической традиции старой Гжели началось в 1960-е годы усилием художников промысла Л. Азаровой, Н. Квитницкой, З. Окуловой. Гжельские художники из пластической традиции искусства промысла извлеки пласты, близкие современным эстетическим исканиям.

Однако преднамеренность реконструкции гжельской традиции на основе профессионального творческого метода, установка на сувенирность многих изделий, отрицательно сказались на последующем развитии искусства промысла, способствовали разработке псевдосовременной тематики.

В 1970-х годах возобладали декоративистские тенденции. Взятый за основу лубочный стиль стимулировал создание произведений неординарных, занимательных; но он же содействовал во многих случаях утрате – игра в народный стиль становилась подчас фальшивою.

1970-е отмечены заметными сдвигами в области создания мелкой пластики. Утвердилась лубочная стилистика, изначальная в традиции Гжели. Стилевое единство отличает работы В. Неплюева, Ю. Гаранина, Г. Денисова: профессиональный художник теперь не играет в народность, он выступает в соавторстве с коллективным опытом.