Заполнить анкету Start

Народное искусство России

ЧТО-ТО ПОШЛО НЕ ТАК!Скорее всего, вы ввели сразу два запроса — поиск по сайту и поиск по мастерам. Определитесь, пожалуйста!
ЧТО-ТО ПОШЛО НЕ ТАК!Скорее всего, вы ввели сразу два запроса — поиск по сайту и поиск по мастерам. Определитесь, пожалуйста!
БиблиотекаОбщая теория

Использование народного искусства в новых условиях

Л.Н. Гончарова
Сборник научных трудов НИИХП, № 6, 1972

Использование народного искусства в архитектуре и привлечение к работе народных мастеров – важная проблема современности.

Попытки использования произведений народного искусства для оформления общественных интерьеров велись уже в первые годы Советской власти. Сохранились интересные документы об открытии чайной под названием «Красный трактир» в выставочном павильоне «Дома крестьянина» на Сельскохозяйственной выставке 1923 года в Москве. В эту чайную были переданы из кустарного музея такие произведения народного искусства, как вышитые полотенца и скатерти, расписные подносы, балалайки, домбра, часы-ходики с росписью, хохломские изделия и целый ряд других предметов. В статье для газеты «Смычка» заведующий кустарным музеем А.А. Вольтер отмечал, что «цель и задача «Красного трактира» показать широким крестьянским массам, как в доступных для каждого кустаря средствах можно дешево и красиво убрать чайную и столовую, где в условиях деревенской жизни протекает вся общественная работа района».

Для середины 1930-х годов характерен особый интерес к национальному народному искусству как к источнику идей, образов, форм. Во время дискуссий обсуждался вопрос о народном творчестве «как об источнике животворительных соков искусства профессионального». Известно около 20 работ, выполненных в характере стенных росписей народными мастерами за период 1936 – 1939 гг. Наиболее значительными и интересными можно считать росписи комнат Дворца пионеров в Ленинграде (б. Аничков дворец) в 1936 года, выполненные палешанами, оформление залов на выставке народного творчества в Третьяковской галерее (1937) и большую работу, проделанную народными мастерами всех республик на ВСХВ в Москве (1937 – 1938 гг.).

В экспозиции Третьяковской галереи такие произведения, как портал «Охрана границ СССР» кудринских мастеров Ворносковых или порталы хохломских художников братьев А. и Н. Подговых были несомненными удачами народного искусства того времени.

Наиболее удачным был признан павильон «Северо-Восток». В зале Горьковского края хохломские мастера Ф.А. Колобянин и А.А. Рыбакова расписали стены и пилястры растительными орнаментами в традициях хохломской росписи, в Вологодском зале росписи были исполнены в характере шемогодской прорезной бересты, а в Кировском – художницы Е.А. Кошкина и Е.И. Пенкина покрыли пилястры своеобразными цветными рельефами, повторявшими характерные формы и декор дымковской игрушки.

Конец 1930-х годов был чрезвычайно плодотворным в этой области для мастеров художественных промыслов. Значительную роль должно было сыграть народное искусство в оформлении проектируемого в те годы Дворца Советов. В художественном оформлении Дворца Советов должны быть использованы резьба и роспись, вышивка и ткачество, керамика и набойка, ковры и гобелены, все то богатство, которое накопило народное творчество.

Ведущую роль в оформлении Дворца Советов предполагалось отвести тем видам искусства художественных промыслов, которые в своем происхождении были непосредственно связаны с архитектурным оформлением крестьянского дома. Это архитектурная резьба Горьковского края (дерево), украинская стенная роспись, узбекская стеная росписи (яичные краски, бронза), среднеазиатская облицовочная керамика (изразцы поливные), узбекская декоративная резьба по ганчу (стуку), калязинская резьба (рельефная и объемная) по дереву, живопись (фресковая) Палеха, Мстеры и Холуя.

Следующую группу составили виды народного искусства, развивавшиеся в области интерьера, имеющие свои специфические декоративные особенности: это хохломская и городецкая роспись по дереву, жостовская роспись (жесть, стекло, дерево), каслинское чугунное литье, украинские, кавказские, туркменские и узбекские ковры, народное ткачество, набойка и кружевоплеение разных районов. Решено было использовать и те виды народного искусства, которые не были связаны непосредственно с декорировкой интерьера, но орнаментация которых на основе глубокой переработки могла быть применена в архитектурном оформлении современного здания. Это кубачинская и великоустюжская чернь по серебру, шемогодская береста, чукотская цветная гравюра по кости, холмогорская резьба по кости. Кроме того, могли быть использованы изделия художественных промыслов, которые, не меняя своего миниатюрного характера, могли служить украшением мебели, предметов быта, осветительной арматуры в виде накладок, вставок и т.д. (ростовская живописная финифть, красносельское ювелирное дело, миниатюрная резьба по дереву и кости Загорская, камнерезные промыслы Свердловской области и Горьковского края).