Заполнить анкету Start

Народное искусство России

ЧТО-ТО ПОШЛО НЕ ТАК!Скорее всего, вы ввели сразу два запроса — поиск по сайту и поиск по мастерам. Определитесь, пожалуйста!
ЧТО-ТО ПОШЛО НЕ ТАК!Скорее всего, вы ввели сразу два запроса — поиск по сайту и поиск по мастерам. Определитесь, пожалуйста!
БиблиотекаО глине

Конаковский фаянс

Е.Н. Хохлова
Сборник научных трудов НИИХП, № 4, 1967

Производство было основано в 1809 году в селе Домкине Тверской губернии аптекарем Брюннером и служащими завода Гарднера Кобоцки и Рейнером. В 1812 г убыточное предприятие было продано А.Я. Ауэрбаху, которому удалось успешно наладить и развить здесь производство фаянсовой посуды высокого качества.

В ранних изделиях завода можно наблюдать заимствование приемов Гжельского свободного ручного письма на полуфаянсе. Однако эта линия, продолжавшая традиции народного искусства, не получила дальнейшего развития. Завод прославился фаянсом, украшенным печатными рисунками, близкими книжной графике: пейзажами, военными сюжетами и т.п. в конце концов и применяемая здесь ручная роспись стала подражать печати. В 1839 году завод был переведен в село Кузнецово (ныне город Конаково), а в 1870 г его купил крупнейший фабрикант М.С. Кузнецов.

В фаянсе конца 19 и начала 20 века нашли отражение сначала общее увлечение псевдорусским стилем, а затем – мотивы декаданса. Прекрасный по качеству белый фаянс, свежие, чистые тона глазурей (синяя, бирюзовая, желтая, малиновая) используются для создания громоздких и пышных ваз. Нередко краски дополняются позолотой. Среди жанровых статуэток встречаются сентиментальные образы.

Таково было наследие Кузнецова в 1918 г. в 1930 году село Кузнецово было переименовано в поселок (ныне город) Конаково в память революционера П.И. Конакова, работавшего на заводе и расстрелянного в 1906 г.

В начале 30-х годов в деятельности завода приняла группа известных советских художников и скульпторов: И. Ефимов, И. Фрих-Хар, М. Холодная, С. Лебедева, И. Чайков, И. Слоним, В Бесперстова и выдающийся график В. Фаворский.

В 1934 году поблизости от завода была создана экспериментальная художественная лаборатория. Ее организатором и руководителем был И.Г. Фрих-Хар. Широкую известность приобрели такие фаянсовые скульптурные произведения, как «Купальщица», «Зебра», «Ланенок», «Кошка с шаром» И. Ефимова, красочные композиции И. Фрих-Хара «Хлопок», «Старый город», «Шашлычник», «Пушкин» и расписные декоративные блюда на сельскохозяйственные сюжеты, выполненные по трафаретам В. Фаворского. Художники произвели подлинный переворот. Была просмотрена вся продукция завода.

Собрав старых мастериц, художники стремились восстановить в производстве народную роспись. Экспериментальная группа сделала и другое важное дело: вернули фаянсу его естественную красоту, не нуждающегося в дробной замысловатой лепке, изощренной форме, пестрой грубой росписи.

Разнообразно работали конаковские художники М. Холодная, В. Филянская и Г. Альтерман. Произведения 50-х годов украшены многоцветной подглазурной росписью. Заслугой Г. Альтермана является «акварельная роспись» конаковской майолики: письмо глазурями разных цветов переливающиеся потеки, всякий раз новые, делающие каждую вещь неповторимой.

В. Филянская применяет невысокий рельеф с плавными переходами углублений и возвышений, мягкими округлыми очертаниями, как нельзя более соответствующими особенностям пористой, несколько рыхловатой (по сравнению с фарфором) фаянсовой массы.

В работах конаковских художников 60-х годов очень ясно ощущается связь с бытом, с архитектурой современного интерьера. Новизна работ М. Холодной противостоит ультрасовременной «пресловутой асимметрии, динамичности и обтекаемости», и вносит в бытовую среду теплоту и уют.

Качество послевоенной продукции Конакова очень высоко. Это касается в равной мере и сложных серийных вещей, и массовых изделий.

В простейших геометрических узорах конаковцы идут от народной традиции изделия покрыты росписью в клетку, полосы, поясники, чередующие по ширине и цвету и охватывающие тулово сосуда.

Конаковцы, ощущая необходимость постоянной связи с традициями, продолжали творческие поиски в области орнамента: такие произведения, как сервизы В. Шинкаренко «Голубая птица», И. Васильева и Ф. Крохиной – питьевой, Н. Литвиненко – детский с легкой орнаментальной росписью, изображениями трав, птиц. Закономерно и обращение к яркой живописности, красочному богатству, многоцветию. Таков прибор для меда Г. Садикова. Используя в своих вещах народные формы и орнаменты, конаковские керамисты не стараются подделать фаянс под глину, огрубить, опросить его.

Выработав свой художественный стиль, коллектив Конакова очень твердо придерживается взятого им направления. Послевоенные годы увлечения пышными перегруженными декором формами, сродни кузнецовскому фаянсу, не оставили здесь заметного следа. Не привилась и мода начала 60-х годов: подчеркнутый геометризм, резкая асимметрия, нарочито абстрагированный орнамент.