Заполнить анкету Start

Народное искусство России

ЧТО-ТО ПОШЛО НЕ ТАК!Скорее всего, вы ввели сразу два запроса — поиск по сайту и поиск по мастерам. Определитесь, пожалуйста!
ЧТО-ТО ПОШЛО НЕ ТАК!Скорее всего, вы ввели сразу два запроса — поиск по сайту и поиск по мастерам. Определитесь, пожалуйста!
БиблиотекаОбщая теория

Русское народное творчество за 40 лет

Л.Э. Калмыкова
По материалам Загорского историко-художественного музея-заповедника, 1957

В.П. Ворносков, творчество которого определило дальнейшее развитие Абрамцевской мастерской. Артель города Хотьково, выпускает шкатулки, сухарницы, чернильные приборы. Местные традиции 14 – 15 столетий миниатюрной резьбы по дереву и кости были возрождены артелью «Народное искусство», г. Хотьково, созданной в1947 году.

Мастера артели «Богородский резчик» Загорского района во главе с прославленными старыми мастерами Н.А. Ерошкиным, ЫВ.Т. Полиновым, Ф.С. Балаевым, Г.М. Шикиным и др. значительно изменил и расширил ассортимент изделий. Ассортимент игрушки обогащается сложными групповыми изделиями. В 1951 году молодой резчик В.Ф. Балаев создал набор «Рассказ охотника» в шести сценах. С большим мастерством и юмором переданы здесь бахвальство охотника.

В отличие от тонких ажурных изделий холмогорских мастеров, объемные вещи, отражающие быт и жизнь севера, создают тобольские костерезы. К наиболее удачным их работам относится «Оленья упряжка» (1945), «охотница», юбилейная коробка Г. Килина (1951 г) и т.д.

Самым крупным центром камнерезного искусства является Урал. На твердых породах камня работают свердловские камнерезы. С большими мастерством используется ими естественная красота камня в коробках, пепельницах, чернильных приборах и т.п. с исключительным мастерством использована красота серой и пестрой яшмы Н.Д. Татауровым в голубке «Дутыш» (1950 г). Камнерезное производство Пермской области (г. Кунгур и др.).

Основным материалом служат мягкие породы камня. Работам кунгурских камнерезов 30-х годов были свойственны крупные формы; таковы карандашница «На медведя» и пепельница А. Орлова «Тигр, задравший бычка! В работах последних лет наблюдается стремление к созданию мелких изящных вещей.

В 30-х годах был создан еще один камнерезный центр – артель «Борнуковская пещера» Горьковской области. Камнерезы этой артели умело используют естественную красоту ангидрита, мягкого камня, обладающего исключительно разнообразными красками и способностью просвечивать. Таки изделия артели, как «Тигр» из красивого желтоватого камня и «Белый медведь» П.А. Баландина получили в 1937 году на международной выставке в Париже золотые медали.

Великоустюжская чернь по серебру. В 1931 году в городе Великом Устюге вологодской области была создана артель «Северная чернь». За время своего существования она достигла огромных успехов. С конца 30-х годов впервые в артели появляются работы со сложными тематическими композициями к произведениям А.С. Пушкина и И.А. Крылова. Искусные, с тончайшей разработкой работы созданы художником-гравером Е.П. Шильниковским получили всемирное признание в 1937 году на международной выставке в Париже.

Красносельский район Костромской области. Здесь создаются не только мелкие изделия, как броши, кольца, серьги, пуговицы, но и крупные – сухарницы, вазы и призовые кубки. В украшении серебряных изделий применяется различная техника – скань, зернь, гравировка, оксидировка и т.д. Красивые орнаменты создает талантливая сканщица артели «Красный кустарь» А.В. Васина.

Тонкой гравировкой о стали славятся мастера города Златоуста Челябинской области . Сложные рисунки с изображением уральской природы и затейливого орнамента, украшающие охотничьи топорики, ножи, вешалки и другие предметы, достигаются мастерами путем многократного травления. С большим мастерством известный мастер А.В. Боронников сочетал технику травления с золочением, тонкие золотые нити причудливо переплетаются с черным изящным кружевом узора. Касли Челябинской области мастера отливали в основном отдельные скульптуры по оригиналам известных скульпторов.