Заполнить анкету Start

Народное искусство России

ЧТО-ТО ПОШЛО НЕ ТАК!Скорее всего, вы ввели сразу два запроса — поиск по сайту и поиск по мастерам. Определитесь, пожалуйста!
ЧТО-ТО ПОШЛО НЕ ТАК!Скорее всего, вы ввели сразу два запроса — поиск по сайту и поиск по мастерам. Определитесь, пожалуйста!
БиблиотекаОбщая теория

Выставка произведений народного искусства

Каталог по материалам экспедиций, 1954

Урал издавна славился богатейшими залежами декоративных камней – мрамора, родонита, лазурита, малахита и самых разнообразных расцветок яшм. Наряду с государственными гранильными фабриками, на Урале было большое количество кустарей. До последнего десятилетия 19 века художественные изделия Урала делались только из твердых пород камня. Резьба по мягкому камню, к которым относятся ангидрит, селенит и кальцит возникает в 90-х годах 19 века.

В конце 80-х годов 19 века недалеко от д. Богомолово были обнаружены залежи селенита – нежно-розового камня, легко поддающегося резьбе. Сначала, в продолжении нескольких лет, селенит вывозился в Екатеринбург горнопромышленником Свечниковым.

Приблизительно в 1891 – 1893 годах Свечников завозит в д. Богомолово из Екатеринбурга 8 – 10 мастеров – камнерезов и организует там свою частную камнерезную мастерскую. Резьба началась с поделки из селенита рамок для фотографий, небольших письменных приборов, шкатулок, брошек, туалетных коробочек в виде дамских туфелек и сапожков и тому подобных вещей. На ножных и ручных токарных станках в большом количестве точили подсвечники и особенно яйца.

Местное население старалось перенять от приезжих мастеров-камнерезов секреты обработки селенита. Но развитие промысла шло сначала очень туго. Тот, кто владел ремеслом, старался не выпускать его за стены своей избы, всячески сохранял тайну производства. Но со временем мастерством обработки камня овладели многие из местных жителей. Камнерезный промысел охватил целый ряд деревень. Среди них следует упомянуть село Ясыл (ныне Красный Ясыл), деревню Ключики, деревню Денисовку, деревню Пеньки, деревню Зеленкино (ныне Андреевка), деревню Тураевку (д. Захаровка), деревню Овчинники (с. Павловское) и деревню Воронино (д. Федоровка).

Вначале отдельные камнерезы сдавали свою продукцию Свечникову, который затем перепродавал ее.

Рассказывает шестидесятилетний камнерез Шумилов Дмитрий Ермолаевич (из д. Федоровка) о своем безрадостном детстве: «с 10 лет я как взрослый встал к токарному станку». Резьбой занимались прямо в избе. В производстве принимали также участие и женщины семьи. На их долю выпадала шлифовка готовых изделий. Только чрезвычайно редкие произведения, выполненные народными «умельцами» по своей инициативе и для себя, говорят нам об их стремлении к творчеству.

В 1924 году относится первая попытка организации артели (в д. Федоровка), а в 1929 году в с. Павловском была открыта общая артельная мастерская, членами которой были жители деревень Федоровки и Захаровки. В этом же году в с. Красный Ясыл из 4 крохотных артелей деревень Богомолово, Ключики, Андреевка и с. Красный Ясыл была организована Горно-Иренская камнерезная артель. В с. Опачевка в 1926 году организована артель. Кунгурская камнерезная артель была основана в 1931 году мастерами Павловской камнерезной артели.

В 1929 году были организованы специальные курсы для подготовки мастеров камнерезного дела, где преподавали художники. Помимо селенита, стали применять кальцит и андгидрит самых разнообразных цветов. Появление первых тематических произведений и камня относится именно к этому периоду. Были распространены настольные скульптурки, принадлежностями письменного стола. Среди них можно назвать несколько интересных книжных упоров, прессы для бумаг в виде львов, тигров, пепельницы «Петушок», «Верблюд», спичечницу «такса» и тому подобные вещи.

Особенно удавались камнерезам изображения животных, которые делались в большом количестве – медведей, тигров, львов, обезьян, пеликанов, сибирских лаек, мопсов, носорогов, бегемотов, лягушек-горюшек и т.д. и т.п. Именно с этими произведениями камнерезные артели участвовали на Международной Парижской выставке 1937 года.

Художественное руководство артелей осуществляется людьми, получившими специальное художественное образование. Почти каждая из художественных артелей имеет до сотни образцов.

Радует глаз красивое цветовое сочетание различных пород камня, молочно-белый цвет ангидрита тонко сочетается с нежно-розовым сверкающим и переливающимся селенитом.

Вологда – самый значительный центр производства кружев в России. В 17 веке здесь было распространено кружево из золотых и серебряных нитей. С начала 18 века преобладает льняное кружево. В 19 веке применяется хлопчатобумажная нить. Известны два вида техники – парное плетение, для мерных кружев, и сцепное – для штучных изделий. То и другое плетется по сколкам (специально приготовленным рисункам на бумаге). Наряду с новыми узорами до сих пор живут и бытуют старинные, со стилизованными изображениями предметов быта и животного мира.

Для вологодских кружев характерно красивое сочетание крупных, извилистого контура, растительных узоров «полотнянки» с легкой сквозной «решеткой» фона. «Полотнянка» составляет основную и непрерывную тесьму узора, одинаковую по ширине и плотности плетения в каждом отдельном случае. Иногда, для украшения вещи, на нее накладывается «обвод» или «скань». Это круто скрученный узкий жгут, придающий большую рельефность узору «полотнянки».

В истории русского серебряного дела костромские мастера выделяются своими сложившимися художественными традициями. К концу 19 века появляются специалисты только цепочечники, колешники, сережники, крестовщики, резчики (граверы) и др.

Изделия крупнейшей и наиболее механизированной артели «Красный кустарь» представляют самый разнообразный ассортимент массовой продукции: от мелких серебряных вещей – пуговиц и запонок, ювелирных украшений, предметов обихода, посуды и до крупных призовых кубков и ваз. Чередование различных технических приемов обогащает орнаментальное убранство отдельных вещей.

Разнообразна серебряная посуда работы известных мастеров-посудчиков деревни Алеево. Это стопки, рюмки, солонки, ситечки, ложки, щипцы, красивые и разнообразные по форме, украшены узорами плодов и цветов, покрыты позолотой с гравировкой.