Заполнить анкету Start

Народное искусство России

ЧТО-ТО ПОШЛО НЕ ТАК!Скорее всего, вы ввели сразу два запроса — поиск по сайту и поиск по мастерам. Определитесь, пожалуйста!
ЧТО-ТО ПОШЛО НЕ ТАК!Скорее всего, вы ввели сразу два запроса — поиск по сайту и поиск по мастерам. Определитесь, пожалуйста!
БиблиотекаОбщая теория

Художественные промыслы Великоустюгских мастеров

В.В. Комаров
Брошюра, 1949

Просечное железо. В Великом Устюге некогда существовало производство просечного железа. Это интереснейшее производство говорило о большом художественном чутье старых мастеров. На железный лист толщиной 0,1 0 – 1 мм наносили затейливее узоры, а заем ручным способом их просекали. Работа требовала безошибочного удара, поправок в этом деле не могло быть. Просечным узорчатым железом украшались деревянные шкатулки различных форм и величин, киоты для икон, наружные замочные щиты а дверях, входные двери (в церкви Вознесения в Великом Устюге), бордюры железных крыш и др.

В Великоустюгском Михайло-Архангельском монастыре, в надвратной владимирской церкви, постройки 1682 года, имелись царские врата. Археолог В.И. Дунаев так отзывается об этих вратах: «Достопримечательностью церкви служат царские врата высокий, вдохновенной художественной работы. Фон врат покрыт коричневой фольгой, на которую накинуто ажурное белое металлическое кружево, в котором как весь рисунок, так и отдельные мотивы поражают изяществом замысла и выполнения».

Резьба по бересте. Обнаружено, что старинные узоры этой резьбы воспроизводили узоры просечного металла. Такая аналогия в рисунке указывает на то, что резьба по бересте явилась на смену производству просечного железа.

Резьба по бересте – это тонкое кружево художественной работы. В дело идет береста с молодых деревьев, гладкая, без наростов, не просверленная сучками. На лист бересты толщиною в 0,5 мм тупым шилом через копировальную бумагу наносится ажурный рисунок, затем вырезывается острым концом специального ножа. В редких случаях в растительную резьбу вводились изображения льва, птицы, коня, шкатулки, перчаточницы, платочницы, чайницы, рабочие ящики, автоматы-папиросницы, пеналы, портсигары и другое. Для выделки всех этих предметов используется осина. Вырезанные берестяные узорчатые кружева наклеиваются на дерево, иногда окрашенное, либо оклеенное фольгой или цветной бумаги. Предмет, искусно покрытой со всех сторон ажурным берестяным узором, становится подлинно художественной вещью.

Искусство резьбы по бересте развилось в деревне Курово-Наволок, Шемогодского сельсовета, Велико-Устюгского района. Все население деревни Курово-Наволок носит фамилию Вепревых. В прошлом славился шемогодский мастер Иван Афанасьевич Вепрев, который за свои изделия получил медали на выставках в Нижнем Новгороде, в Москве и в Париже.

В 1918 году из кустарей деревни Курово-Наволок была организована «Шемогодская кооперативно-производственная берестяных изделий артель». Первоначально она состояла из 15 человек.

В 1934 году старый мастер Николай Васильевич Вепрев основал в деревне Паншино Шемогодского сельсовета новую артель «Солидарность». Труд старого мастера не пропал даром: новая артель, освоив технику резьбы, стала выпускать высококачественную продукцию. Лучшие мастерицы артели «Солидарность» М.А. Угловская, М.С. Жилина. Н.В. Вепрев пустил в дело не только известные ему старые рисунки, но и дал узоры новой тематики.

Мороз по жести. С конца 18 века в Веиком Устюге было развито производство шкатулок с «морозом по жести». На жестяной лист наносилось изображение, напоминающее узор мороза на оконном стекле. Такой жестью «с морозом» покрывались шкатулки. Эти шкатулки имели еще секретные запоры. Узкие полоски жести «с морозом» специальными маленькими гвоздиками набивались на деревянные шкатулки. На углы накладывались узорчатые из просечной жести наугольники.

Кто был первым мастером шкатулки «мороз по жести» и шкатулки с секретными запорами – неизвестно. Сохранились фамилии многих мастеров, наиболее старинными из них были Насоновский, братья Иван и Николай Старковские.

В 1858году на сельскохозяйственной выставке в гор. Вологде были представлены кузнечные и жестяные предметы, начиняя от топора и кончая маленькими интересными, изящными и замысловатыми вещами.

В первые годы революции производства шкатулок не было. Двое работников из артели «Северная чернь» – Давидович и Правдин – взялись изготовить «мороз по жести», но их изделие далеко не напоминало «мороза по жести» прежних мастеров. Наконец, удалось найти старых подлинных мастеров – П.А. Сосновского и З.П. Волкова; П.А. Сосновскому было предложено изготовить образец «мороза по жести», а З.П. Волкову, знавшему искусство секретных замков, – секретный замок.