Заполнить анкету Start

Народное искусство России

ЧТО-ТО ПОШЛО НЕ ТАК!Скорее всего, вы ввели сразу два запроса — поиск по сайту и поиск по мастерам. Определитесь, пожалуйста!
ЧТО-ТО ПОШЛО НЕ ТАК!Скорее всего, вы ввели сразу два запроса — поиск по сайту и поиск по мастерам. Определитесь, пожалуйста!
БиблиотекаОбщая теория

Сырные фигурки

М.Базак
Журнал «Декоративное искусство» №290, 1982

Традиция скульптурной лепки из сыра на Гуцульщине относятся к очень древним временам и тесно связаны с жизнью и бытом горных районов Карпат. Очевидно, первые скульптурки из сыра изготовляли пастухи на высокогорных пастбищах, придавая им значение оберега для стада. Подтверждение древнего происхождения этого вида народного искусства можно найти в исследованиях Владимира Шухевича и Оскара Кольберга, известных этнографов конца ХIХ – начала ХХ века. В народных песнях-коломыйках также часто упоминаются изделия из сыра и их назначение:

Пiшли вiвцi в полонинку лиш егнета блеют,

Ба, що ж нашi вiвчерики в полонинцi дiют?

Ба, що к дiют, ба що дiют, ци не ватагуют?

Пороб'е там колачикid, та й нам подаруют.

Шухевич Володимир. Гуцульщина. Львiв, 1902.

Старейшие изделия из сыра – это формы, тисненные «фирмаком» (деревянной формой) и орнаментированные традиционным для искусства Гуцульщины изображением солярного знака – «розеткой», символом солнца. Изображение солярного знака означало пожелание добра, счастья, а также границу, через которую не может переступить злой дух. На простую форму сырного круга острым предметом, чаще ножом, наносились эти простые орнаментальные мотивы – штрихи, крестики.

Пастухи на полонинах всегда жили мыслями о тех, кот оставался внизу, дома. По воскресеньям и в праздники на полонину, проведать свой скот, приходили жители села и уносили домой маленькие изображения лошадок и баранчиков – подарки пастухов, как знак того, что на полонине все хорошо. Осенью спускаясь с полонин, пастухи несли на поясе сырные калачики и дарили их девушкам как признание в любви, молодоженам как подарок к обручению, детям как игрушку, старикам – в память об умерших. С конца XIХ века этим видом народного искусства занимаются уже не только пастухи, но и женщины из сел Брустурив, Ричка, Снидавка, Шапит. Естественно, старых изделий из этого специфического материала не сохранилось. Самые старые известные скульптурки из сыра опубликованы в книге Владимира Шухевича «Гуцульщина».

Форма современных изделий отличается от ранних большей многодельностью, детализацией. Технология же обработки сыра, как и весь процесс работы, глубоко традиционна.

В теплое молоко, с расчетом одна ложка на ведро, добавляется глег. Способ приготовления глега в домашних условиях известен всем пастухам не только на Гуцульщине. Он применяется и для изготовления брынзы. Глег вырабатывается в желудочке молоденького баранчика или теленка. Желудочек молочного теленка или ягненка (не старше 3 – 4 недель) вынимается, в него вливается свежее молоко и соль, в расчете один литр молока и один килограмм соли. После этого желудочек хорошо просушивается на чердаке не меньше месяца. Образовавшееся в желудочке порошкообразное вещество называется глегом. Его добавляют в молоко, которое должно киснуть в течение определенного времени, чтобы стать материалом для лепных изделий. Если же молоко перекиснет, получается брынза. Пригодность сыра для лепки проверяют, опуская кусочек в горячую воду. Если сыр тягучий, он пригоден к формовке.

Мастерица, готовя сыр для лепки, нарезает его кусочкам, бросает в горячую воду для размягчения. Затем разминает в руках, скатывает в комочек и из него быстрыми и ловкими движениями лепит фигурку, вытягивая головку с гривой, туловище, ножки и хвост. Из цельного кусочка получаются лошадка или баранчик, петушок или наездник. Мягкая фигурка еще раз возвращается в руки мастерицы для завершения процесса. Лошадки, баранчики и даже петушки дополняются седлами, сбруей, которые делаются из другого кусочка сыра и крепятся длинной тонкой сырной нитью. Быстрыми движениями этой нитью оплетают фигурку и закрепляют простым узлом. Фигурка опять опускается в солевой раствор. Чем больше концентрация соли в растворе, тем дольше сможет сохраниться фигурка. В той или иной форме изделия из сыра сохранились в разных районах Гуцульщины. В высокогорном селе Космаче Косовского района сырные калачики привязывают красными шерстяными нитями на левую руку жениху и невесте. На протяжении всего свадебного обряда такой калачик является неотъемлемым элементом свадебной одежды. Такого типа обрядовые калачики сохранились в комплекте свадебной одежды сел Головы, Замагора, Красноилив Верховинского района. Молодая пара долго сохраняет такие калачики как залог счастливой совместной жизни.

В селе Брустурив также сохранилась традиция сырных калачиков как неотъемлемого атрибута свадьбы. Ими украшают свадебное деревце. Калачики специально заказывают у мастерицы к свадьбе, но часто мастерица приходит пораньше на свадьбу и сама украшает свадебное деревце.

Маленькая фигурка из сыра в селе Брустурив связана и с обрядом похорон. Маленькие скульптурки на поминках раздают людям на память об умерших. Сегодня центром изготовления фигурок из сыра являются села Брустурив, Снидавка, Ричка и Шепит. В ассортименте изделий мастериц этого района целый ряд скульптурных изображений. Прежде всего традиционные лошадки, баранчики, олени и птицы. Формы лошадок очень разнообразны – лошадки со сбруей, оседланные, лошадки с наездниками, лошадки с баранчиками. Обогащая формы изделий, мастерицы изготовляют сбрую и для баранчиков, и для оленей, и даже для птиц. Можно встретить оленя с «бербеницами» (боченочками), и лошадку с жеребятами, которые словно приторочены к туловищу лошади с обеих сторон. Чтобы придать праздничный, красочный вид своим произведениям, мастерицы вводят роспись разноцветными точечками и штрихами, образующими иногда примитивный орнаментальный мотив. Несмотря на казалось бы, простой процесс изготовления изделий из сыра, можно проследить незаурядную способность мастериц в передаче динамики, обобщении формы.

Среди наиболее известных мастеров лепки из сыра Юстина Якибьюк (1896 – 1969) из села Брустурив. Ее заслуга в том, что она сохранила традицию лепки из сыра и сумела ее передать своим односельчанам. Юстина Якибьюк являлась горячим пропагандистом своего искусства. В особо тяжелые времена панской Польши, военные и послевоенные годы мастерица не оставляла любимую работу. Не только в поисках рынка сбыта, но и из желания познакомить широкий круг людей с традиционным местным ремеслом Юстина Якибьюк ходила пешком в отдаленные районы Карпат, в Закарпатье, в Коломыю, Яремчу, Косов, продавая жителям городов и сел маленькие подделки из сыра. Работы Юстины Якибьюк отличаются особенной техникой исполнения, небольшие по размеру, утонченные, выразительные. Юстина Якибьюк передала свои секреты, свою любовь к изделиям из сыра целому ряду мастериц села Брустурив: Юряк Василине Ивановне (1907 г.р.), Кошевко Марии Васильевне (1918 г.р.), Матийчак Марии Юрьевне (1929 г.р.).

Кошевко Мария Васильевна изготовляет целый ряд традиционных фигурок, очень своеобразный по пластике. Они обобщены, наполнены внутренней динамикой. Без лишних деталей, не вдаваясь в подробности повествования, мастерица создает фигурки животных. Больших успехов в изготовлении скульптурок из сыра достигла Мария Юрьевна Матийчак. Для ее изделий характерно виртуозное исполнение. Среди форм – лошадки, баранчики, олени, птицы, калачики, отличающиеся традиционностью, свойственными только изделиям этой мастерицы.

В селе Ричка делают скульптурки из сыра Грепиняк анна Поливна, Грепиняк Мария Петровна, Кищук Мария Юрьевна и другие. Пителяк Екатерина Петровна (1938 г.р.) научилась лепке из сыра у своей бабушки, позже работала вместе с матерью. Сейчас работает над традиционной скульптуркой, привнося в нее новые сюжеты; так, например, изготовляет многофигурную композицию «Гуцульская свадьба». Коломыйский музей народного искусства Гуцульщины имеет богатую коллекцию сырной скульптуры – этого оригинального вида народного искусства, которое привлекает внимание специалистов-искусствоведов, этнографов.

Однако сырная скульптурка первым делом игрушка. Изготовляется она мастерицами как вкусная игрушка для детей. Именно они, дети, первые ценители, лучшие знатоки творчества мастериц. За последнее время изделия из сыра получили также значение карпатского сувенира.

Искусство лепки из сыра популяризируется прессой, радио и телевидением. Народный промысел лепки и сыра в селах Брутурив и Ричка значительно возрос за последнее время, возросло и количество мастериц. Однако судьба промысла волнует сегодня многих. Не однажды поднимался вопрос о сбыте изделий из сыра. Пока это забота самих мастериц, которые сталкиваются в реализации своих изделий с разного рода препятствиями. Мастерицы остаются вне сферы деятельности производственно-художественных организаций. И еще одна проблема, связанная с изделиями из сыра, – найти способ сохранить уже готовую скульптурку, ведь сыр скоропортящийся продукт. И музеи, и коллекционеры еще не имеют такого рецепта.